Черновые отрывки из книги о Большом терроре. ч.15

Dec 04, 2019 15:17

           Но осуждение таких, как Солженицын на 8 лет Особым совещанием, да еще при том, что за такое же, даже менее тяжкое преступление, трибунал спокойно выдавал 10 лет, не последнее преступление ОСО перед «демократическим человечеством»…
     Войны с Германией Сталин, конечно, не ждал в 41- году. Даже военным не разрешал по тревоге подниматься. Судя по некоторым признакам, Сталин был единственным человеком в стране, который не ожидал нападения немцев. Остальные не только ждали, но и заблаговременно подготовили даже Указы Президиума ВС СССР. В частности, уже 22 июня был готов Указ о чрезвычайном положении, утверждено положение о военных трибуналах. Вышла и такая очень суровая директива:
«Всем наркомам внутренних дел республик, начальникам УНКВД краев, областей, начальникам исправительно-трудовых лагерей НКВД, начальникам оперативных отделов лагерей НКВД
Прокурорам республик, краев и областей и прокурорам ИТЛ -
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Прекратить освобождение из лагерей, тюрем и колоний контрреволюционеров, бандитов, рецидивистов и других опасных преступников.
2. Указанных заключенных, а также польские контингенты, немцев и иноподданных сосредоточить в усиленно охраняемые зоны, прекратив безконвойное использование на работах . Содержащихся в лагере заключенных максимально законвоировать.
3. Арестовать заключенных, на которых имеются материалы в антисоветской деятельности.
4. Охрану лагерей, тюрем и колоний перевести на военное положение.
5. Прекратить отпуска всем сотрудникам лагерей, тюрем и колоний и работникам прокуратур ИТЛ, находящихся в отпусках немедленно вызвать.
6. Прекратить ВСЯКУЮ переписку заключенных, а также содержащихся в спецпоселках, с волей.
7. Исполнение донести в 24 часа.
Народный комиссар внутренних дел Берия
Прокурор СССР Бочков»
      Правда, зверство? Люди срока отмотали, а их на волю не выпускают. Сатрапы. Не дали контрреволюционерам и бандитам поучаствовать в борьбе против фашизма. Не верили им, подозревали, что или к немцам перебегут, или, пользуясь военной неразберихой, станут убивать и грабить советских граждан.
      Правильно, разумеется, поступили. Оправдано в тех условиях. Но с окончанием войны наступила, подозреваю, некоторая эйфория и всех этих «страдальцев» отпустили на все четыре стороны из лагерей. Я понимаю, что у Сталина забот было выше крыше и без этого, одна конференция в Потсдаме чего стоила. Но чем думали руководители НКГБ и НКВД - не знаю. Курировал их на тот момент Берия, за такую оплошность ему стоило по голове настучать очень больно.
      Опомнились только в 1948 году:
«ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 21 февраля 1948 года
О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдалённые местности СССР

  1. Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, - по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности:
    • в районы Колымы на Дальнем Востоке,
    • в районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали,
    • в Казахскую ССР, за исключением Алма-Атинской, Гурьевской, Южно-Казахстанской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей.
  2. Обязать Министерство государственной безопасности направить в ссылку на поселение государственных преступников, перечисленных в статье 1, освобожденных по отбытии наказания из исправительно-трудовых лагерей и тюрем со времени окончания Великой Отечественной войны.
Направление в ссылку на поселение этих лиц производить по решению Особого совещания при Министерстве государственной безопасности СССР».
  К этому Указу вышел еще и циркуляр за подписью министра МГБ и Прокурора СССР, в нем есть такое положение:
«Начальникам органов МГБ, по мере выявления шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп, освобожденных по отбытии наказания из лагерей и тюрем после окончания Великой Отечественной войны, в том числе и тех, сроки наказания которым истекли во время войны, но они были задержаны в лагерях и тюрьмах до окончания войны,- арестовывать, оформляя арест в установленном законом порядке. Арестованным предъявлять обвинение в соответствии с составом преступления, за которое они отбывали наказание в лагерях и тюрьмах. Следствие вести в направлении выявления антисоветских связей и вражеской деятельности после освобождения преступников из тюрем и лагерей, направляя дела по окончании следствия по подсудности. Если в процессе следствия таких данных получено не будет, дела направлять в Особое Совещание при МГБ СССР для применения к арестованным ссылки на поселение в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 года. Дела оформлять в установленном законом порядке, приобщая к ним копии приговоров суда или выписок из решений Особого Совещания (тройки) и подробные справки по архивным следственным делам».
      Юристы должны понимать, что циркуляр никаких противозаконных требование не содержит. Выявляется лицо, которое вышло на свободу, берется его следственное дело, выносится постановление о возобновлении следствия по делу, лицу предъявляется обвинение по той же статье, по которой он был осужден, лицо становится подследственным и следствие возобновляется. В процессе следствия опрашиваются старые связи, устанавливаются новые, выясняется, чем лицо занималось на свободе. Если была возобновлена преступная деятельность - дело уходит в суд.
     Правозащитник из «Мемориала» будет, само собой, вам втирать, что это Сталин так ненавидел контрреволюционеров-троцкистов, что не мог спокойно спать, пока последний из них не сгниёт в районе Колымы.  Только в Указе еще и националисты есть. И, наверно, не только якутские, но еще и польские, литовские, латышские, эстонские, украинские. Какой мудак догадался их выпустить без ограничения места проживания из лагерей после войны, когда антисоветское националистическое вооруженное подполье в ряде республик занималось прямым вооруженным террором? Куда они рванули из лагерей - с двух раз догадаетесь?
    Пришлось в 1948 году их заново вылавливать и возобновлять но ним следствие. А тех, на кого не было компромата - на поселение, на Колыму и в другие северные районы. Начали срочно исправлять оплошность.
    Колыма-Колыма…  Мечта выпускников Владивостокского медицинского института и Приморского сельскохозяйственного института. Про другие институты Дальнего Востока говорить не буду, там не учился, но и там такая мечта у студентов должна была быть.
     На Север мы мечтали распределиться. Но мечтать, как говориться, не вредно. Это сегодня с Севера народ бежит в разные стороны, остаются только те, кто выехать не может. Да и то… А перед войной и после войны, там шло бурное развитие, строительство. Высокие зарплаты, с северным коэффициентом, цены почти такие же, как в Центре, районный ценовой коэффициент - копеечный, почти незаметный, снабжение намного лучше, чем в Центре, путевки в южные санатории - в приоритетной очереди.  У меня много было однокурсников из Магаданской области и Чукотки. Люди там родились, выросли и после окончания институтов уехали туда работать. Они почти все предварительно, перед поступлением, взяли отношения от предприятий, чтобы на распределении не пролететь и не попасть в теплые края, где не было северных надбавок к зарплате и снабжения, как в районе Колымы. В 80-е годы очень многим специалистам на Колыму попасть было крайне тяжело. Нехватки кадров там не было…

Большой террор

Previous post Next post
Up