Jul 21, 2017 11:46
Есть столько хороших фильмов и сильных, вдохновляющих сюжетов. Но я посмотрела депрессивный выброс французского кинопрома про немолодую неказистую девушку, которая от безнадеги-в-личной-жизни вцепилась в бухого непризнанного гения и загнала его в угол, сделав все, чтобы ему некуда было от нее деться. Потом всю жизнь была штурманом, старательно скрывая (зачем-то) свои стальные яйца под одеждой в "типично французском стиле".
Непризнанный гений так и не смог полюбить ее и вообще никого, кроме себя. До глубокой старости и закономерного альцгеймера он так и остался самовлюбленным (хотя влюбляться там особо не во что) инфантилом, неспособным даже заметить, что его беременная жена жрет наркотики, как лошадь. Плевать ему, кстати, не только на нее, но и на своих родителей, брата и вообще всех, кто не он сам. Зато без тени сомнения и даже самосознания он тыкал свою письку во все, что попадалось на дороге.
В этом чаморошном и искусственно созданном ею браке они сделали (она рожала, он рефлексировал) двоих детей, оба из которых стали некрасивыми, неумными и несчастливыми людьми (один просто умственно-отсталый, вторая - толстая дура с комплексом Электры).
Всю жизнь главная героиня несла на горбу и изо всех сил спасала отношения, которые сама же высосала из пальца и многопользовательского хуйца своего страдающего от мук творчества супруга. Тот, разумеется, пальцем о палец не ударил для создания хоть сколько-нибудь нормального взаимопонимания с ней, и метался от тупого раздражения до жалкого нытья. Его главной заботой были не собственные произведения, и не близкие люди, а размер писюна. Супруга (терпеть не могу это слово, но вот здесь оно уместно) писала за него книги, закрывала глаза на нелюбовь, пренебрежение, измены и оскорбления, и просто была в семье за двоих, и женщиной, и мужчиной. Потому что отвечать за свою жизнь он так и не научился (а зачем, если баба, о которую он вытирает ноги, утрется и сама все быстренько исправит). За всю эту историю он не совершил не единого не то что мужского, а даже просто красивого (чтобы самому кайфонуть) поступка.
Я думаю, это выразительная иллюстрация того, что бывает, если мужчина - эгоист и тряпка, а женщина с самого начала и до конца берет на себя роль мужчины в отношениях и в жизни в целом.
Фильм оставил впечатление не очень качественного (как кино) и липко-безрадостного (как сюжет). Несколько эпизодов вызвали почти физическое отвращение. Было очень одиноко, неуютно, некомфортно смотреть все это. А еще фильм всколыхнул ил на дне очень старых воспоминаний. О том, что у меня был шанс прожить почти такую же жизнь. С творческим на всю голову, эмоциональным, интеллектуальным и совершенно безответственным мужчиной. Удивительно, насколько моя возможная (тогда), неосостоявшаяся (и слава богу) семья с ним была бы похожа на эту семью из фильма.
Тогда, в той далекой нашей с ним реальности, он посоветовал мне прочесть книгу. Не подарил, не дал свою - а просто сказал: "Обязательно прочти. Это поможет тебе понять меня, ведь главный герой похож на меня практически полностью". Конечно, я прочла. И с каждой новой главой мне становилось все страшнее и страшнее. Ведь если мужчина - такой, то вариантов для любящей его женщины остается немного. Сойти с ума, увязнуть в комплексах и/или полностью расстаться с самоуважением. Есть и четвертый вариант - уйти. Но героиня слила свою жизнь в эту (а)моральную помойку ради любви. Своей любви к нему, потому что он любил ее исключительно как привычный элемент интерьера своей жизни. Хотя и называл это высокопарными словами, в первую очередь перед самим собой. Это типично для самовлюбленных интеллектуалов.
Те мои отношения продлились несколько лет, и все эти годы книга не давала мне покоя. Она оставалась полуосознанной страшилкой. Как бабай, засунутый подальше под кровать, с глаз долой. Но ты ведь все равно знаешь, что он там.
Спустя несколько лет я собрлась с духом и перечитала ее. Надеялась, что то первое, холодящее спину впечатление было плодом моего юного страха, ревности, неуверенности. Хотела перечитать свежим взглядом и разделаться с этим монстром под кроватью. Не удалось. То есть, мне уже не было так страшно, или больно, или обидно. Но было так же липко и противно. И еще усилилось ощущение несчастных, душных, безысходных жизней, в которые люди сами загоняют себя. Кто-то от душевной тупости. Кто-то от комплексов. Кто-то - от другой безнадеги. Но в любом случае, все это так же далеко от нормальной, полноценной жизни здоровых умных людей, как мерзлота Северного полюса от яркого испанского побережья.
Спустя 7 лет тот сюжет снова оказался для меня чуждым, отталкивающим и отравляющим. Я кончиками пальцев, с опаской, доставала свои ощущения, рассматривала, пыталась осмыслить. Но опять понимала главное: я не выживу без принятия, искренности, честности, доброты, восхищения, вдохновения, чистой радости и дарения/получения удовольствий. Это жизненная сила. Энергия развития, роста, удовлетворения и снова желания.
А то, чем живут те персонажи и какие-то реальные люди, угнетает и понемножку отравляет от слова "безвыходно". Равнодушие, зацикленность на себе, пресыщение, небрежность, похоть, неверность душевная и телесная, ложь, вымученность, усталость, высоколобость, пафос, жестокость, отчужденность, неуважение, отсутствие влечения и вдохновения, идущих всегда изнутри. Это ловушка. Появляясь в жизни, эти свойства делают ее тесной, душной и безрадостной настолько, что корежит, уродует людей. Не думать об этом уже не получится. Но хочется убежать, спастись, принять противоядие свежего воздуха, настоящего желания, взаимного удовольствия, искренних чувств и светлых эмоций.
Я не знаю, зачем люди так живут. Притворяются, врут себе и другим, пачкают руки и душу, уходят все глубже и глубже в тягостное, неприятное, нежеланное. Но, к счастью, знаю счастливые пары, живущие полной, настоящей, "живой" жизнью. И, самое главное, что я сама выбираю, строю и меняю свою жизнь. И не хочу, ни за что не изуродую ее настолько.
И вот этот фильм вызвал те же желания. И он напомнил мне ту книгу. Не сюжетом - они совсем разные. Не персонажами. А вот этим ощущением неправильной, извращенной жизни, со смещенными акцентами, дурными приоритетами и алогичными выводами. Без любви. Без честности. Без понимания. Где люди живут бок-о-бок, но остаются чужими. И равнодушно смотрят на боль другого. И причиняют ее тоже спокойно. И разменивают близких на похоть, на скуку, на прихоти. Это какая-то другая форма жизни. Непохожая на искренних, добрых, умных и счастливых людей.
Надеюсь, я не буду вспоминать этот фильм так же долго, как книгу. Но сейчас просто хочется долго-долго стоять под горячим душем, чтобы смыть это все до самых костей.