Моя поездка в Сербию, Австрию и Словению в мае-июне, о которой наконец-то дошли руки подробно написать, ни за что бы не получилась, если бы не настойчивое приглашение епископа Акакия Утешителевского, председателя Архиерейского синода СИПЦ, который буквально убедил меня собрать, так сказать, последние деньги и прилететь в монастырь Утешителево в местечке Ралья в 40 км от Белграда, где находится административный центр Сербской Церкви и который стал начально-конечной точкой нашего паломничества.
Отмечаемое в 2015 году 70-летие выдачи казаков в Лиенце, событие достаточно широко известное в России, среди казаков и российских антикоммунистов. Дополнительную известность ему принесли репрессии против казачьих лидеров, таких как Владимир Мелихов или Евгений Калита, которым «темные силы» не дали выехать за пределы РФ. Но зимой-весной таких неожиданностей еще ничего не предвещало. Ехать в Лиенц я бы и хотел, но не планировал по материальным соображениям. Ситуация изменилась в феврале, когда вл. Акакий предложил не просто вместе поехать на мемориальные мероприятия в этот альпийский город, но вместе с сербскими единоверцами почтить память других мучеников коммунистического террора - сербских добровольцев, которые были выданы англичанами на расправу титовским бандитам и казнены в лесу, близ города Кочевье, в Словении. Кроме того, планировалось отслужить панихиду на могиле одного из духовно-политических вождей сербского народа в первой половине XX века, Димитрия Лётича (Льотича), погибшего в самом конце войны. Эти события и эти люди очень мало известны в России, поэтому я не смог устоять против такого предложения.
28 мая я прибыл в Белград. После прохладного С-Петербурга, Сербия встретила 30-ти градусной жарой, что всю неделю причиняло известные неудобства акклиматизации. Но главным сюрпризом дня стала не жара, а то что меня встречала в аэропорту целая делегация! Вместе с о. Jованом Ристичем в зале прилёта стояли четнический воевода Jован Адамович с «почетным караулом». Четники при ремнях в сапогах и шубарах смотрелись очень колоритно.
Жизнь в монастыре идет своим чередом.
В перспективе, епископия с мужской обителью и женская обитель в Утешителево будут находится хоть и рядом, но раздельно. Пока что небольшая по количеству, но дружная братия живет на одной территории, хотя и в разных углах. Монашескими кельями служат оборудованный под жилье контейнер, автотрейлер (для архиерея) и скромный домик, соединенный с трапезной для монахинь. Братия и сестры все время в трудах и заботах и только мне как гостю было дозволено проводить время в праздности и общении со своим смартфоном. К сожалению, вестей из России было много и нерадостных. В основном, связанных с задержаниями казаков, направлявшихся в Лиенц. Wi-fi в Утешителево работает постоянно (это национальная сербская традиция, говорит вл. Акакий) и монашествущим в удобное время не возбраняется пользоваться средствами коммуниакции.
Местность здесь очень живописная, но не очень удобная для автомобилистов. Ровных участков дороги, длиной хотя бы в километр нет. Шоссе вьется вокруг холмов, не давая водителю расслабиться.
В монастыре живут пять кошек. Не знаю, как все, но одна из них постоянно кого-то ловила и пожирала: то мышь, то ящерицу. Это при том, что кормить их там сёстры не забывают.
День Святой Троицы в Утешителево отпраздновали «широко по-домашнему». Еще накануне во дворе был установлен вместительный шатер для трапезы. Ожидалось до 100 богомольцев.
Богослужения в СИПЦ проходят по общему с Российской Церковью Уставу, на церковно-славянском языке, но с местной спецификой. Во-первых, это собственные сербские распевы в унисон, которые положительно воспринимаются людьми, знакомыми со знаменным пением, но скорее всего не понравятся поклонникам партесного пения. Во-вторых, Апостол, Евангелие и некоторые молитвы в церкви читаются на сербском языке. В-третьих, богослужение неизменно совершается «по букве» Типикона: вечерня - вечером, утреня и литургия - утром. Вечером колокол зовет на молитву в 18-19 часов, утром - с 7-00. Служба идет размеренно и неторопливо, часы не поются. В принципе, это разумно при такой продолжительности богослужения. Как мне объяснили, часы монашествующие вычитывают келейно.
Троицкую литургию служил вл. Некатрий Шумадийский, в сослужении пяти священников и иеродиакона о. Арсения
В конце литургии освящается Колач. Сербская Слава с освящением Колача, это не что иное как чин о Панагии, изложенный в Часослове, но в Сербии он принимает характер соборного действия, когда освященный хлеб вращают все богомольцы, держась друг за друга.
Трапеза была совершена по всем правилам. С речами и тостами, с пением и аплодисментами.
Общая фотография "президиума". Слева направо: о. Зоран, о. иеродиакон Арсений, азъ, о. Урош, вл. Нектарий, вл. Акакий, о. иеромонах Максим, о. прот. Стефан, о. Jован, мать игуменья Евфросиния.
Владыка Акакий любит пить "Русский квас" местного производства, который продается в бутылках ёмкостью 0,33 литра. Я такую тару высмеял, заявив. что квас должен быть разлит в ёмкости чем больше, тем лучше. В бочку, например. Тогда им можно напиться.
Мы с Михаилой Николич, по просьбе архиереев спели «Взвейтесь соколы орлами». На мой взгляд, нестройно, но публика аплодировала.
Среди духовенства и верных СИПЦ очень распространено почитание сербского и российского монарших домов. Не редкость, когда на заставках смартфонов стоят имперские орлы, а в качестве рингтона играет гимн «Боже Царя храни».
На фото, я с воеводой Jованом Адамовичем.
К троицкой вечерне пол в церкви и в алтаре устилают свежей травой.
Таким образом, богомольцы стоят на коленях не просто на грязном полу, а на душистом ковре. За время чтения молитв, нужно свить из этой травы три венка. Которые потом могут украсить ваше жилище или автомобиль. Троицкие веночки пролежали в нашем Фиате до конца поездки. После троицкой вечерни и краткого отдыха, на двух машинах (Ровере и Фиате) ночью мы отправились в неблизкую Австрию. Путь лежал через Хорватию (традиционно недружественную к сербам, отчего все немного волновались) и Словению. Альпийская природа, пожалуй, одно из наиболее живописных мест на земле.
Продолжение следует.