Название поста не претендует на всеобщий охват техник керамики.
Нет, просто я не буду больше писать на эту тему. Опущу и технику шликерного литья.
Шликерное литье в гипсовые формы. Настоящие, кондовые мастера с пренебрежением относятся в этой технике. Аааа … это литьё. Непростое это дело, составить рецепт жидкого состава этого самого шликера. Однако настоящий фарфор только этим способом и изготавливают.
Не по мне и высокохудожественная лепка из глины различных фигур, панно и прочих выкрутасов. Не дал мне бог этого умения. Сейчас учиться? Поздно, братец!
Расскажу только о самой распространённой на сей день среди одиночек технике выкручивания керамических изделий на гончарном круге.
Если я правильно понял, среди керамистов это «аристократы». Как, например, среди криминалитета - воры-карманники. Помните в "Место встречи изменить нельзя" Ручечника. При бооольших деньгах люди были.
Ой, совсем не так. Куда им сейчас до сенаторов, министров и прочих полковников и депутатов.
Итак, эти аристократы глины готовят её, родимую, вот на таких гипсовых площадках. Разной формы. У меня в данном случае в форме круга.
Затем ком глины с силой бросают на гончарный круг. Чтобы прилипла к нему как следует.
После - один из важнейших этапов всего процесса. Можно сравнить его с возведением фундамента дома. Без него все последующие действия - «псу под хвост».
Это так называемая «центровка».
Действия мастера можно сравнить с ухаживаниями мужчины привередливой дамы. Дело нужно вести нежно, но в то же время уверенно.
Иначе эта капризная леди может вовсе сойти с круга (гончарного).
Локоть себе в колено, кисти сцеплены и тверды. Нужно получить вот такой конус точно по центру вращающегося круга.
Затем конус преобразовать в эдакую вот «шайбу».
, потом шайбу опять в конус. И так раз 5-6.
Короче, глину приручаем. Стараемся подружиться друг с другом. Частицы глины выстраиваются в должном порядке по кругу.
Затем, в незыблемой очерёдности, приступаем к формированию дна изделия.
Толщина дна обычно может быть от 5 мм до 7.
Только после формирования дна, можно приступать к вытягиванию стенок будущего горшка, бокала, вазы, пиалы и прочих форм керамики, которые можно сформировать из цилиндра.
Вот такого.
Кстати, у меня проблемы с высотой. Выше 20 см не хотят мои горшки и вазы «расти». Хоть плачь, хоть хохочи - не хотят.
Последний штрих перед снятием с круга - подсушивание краёв газовой горелкой.
Это только «цветики», «ягодки» - сушка, обжиг, декорирование уже после.
На каждом этапе керамиста может ожидать непоправимое фиаско. Много чего там нехорошего может случиться.
Однако, опять-таки, надежды юношу!!! питают.