50-летию Автозаводского района посвещается
Тольятти - во многих смыслах уникальный город. Для начала стоит упомянуть, что он пережил целых три рождения, прежде чем стал у всех твердо ассоциироваться с Волжским автозаводом. Город был основан в 1737 году Василием Татищевым как крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников. К началу XX века проживало в нем чуть более, чем шесть тысяч человек. После революции Ставрополь даже лишили статуса города и преобразовали в село.
Все изменилось после постановления Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге 1950 года. Город попадал в зону затопления Куйбышевского водохранилища. В начале лета 1951 года закипела работа по переносу Ставрополя на другое место. Все постройки разбирались до основания, чтобы в будущем не мешать проходу судов: кирпичи шли на строительство новых домов, доски - на бараки для рабочих и заключенных, прибывших на строительство ГЭС. Так за пять лет от города с двухсотлетней историей не осталось ничего, кроме воспоминаний его жителей, редких фотографий и названия.
Проект нового города, образовавшийся где-то в глубинах МВД, предусматривал наличие в нем трех центров, расположенных на значительном удалении друг от друга. Приведением проекта в жизнь занялся архитектор Михаил Сорокин. План города выглядел величественно, напоминая Версаль. Уравновешивая его размах, город застраивался малоэтажными домами по типовым проектам с небольшими изменениями, внесенными командой Сорокина. Это позволило в сжатые сроки возвести образцовый город сталинской эпохи.
Перед тем как рассказать о третьем рождении Тольятти, следует вспомнить об обстоятельствах переименования города. Генеральный секретарь Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти выступал за дружбу с Советским Союзом. В августе 1964 года Тольятти находился на отдыхе и лечении в Крыму. Там ему предложили посетить «Артек», где в это время отдыхали дети из Италии. Несмотря на плохое самочувствие, Пальмиро всё же согласился приехать в лагерь, где и умер. Через неделю «по просьбе трудящихся» город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти.
Третье рождение - создание Волжского автомобильного завода, а вместе с ним и нового Автозаводского района Тольятти. Строительство началось зимой 1966 года. Проектом «нового города» занялся архитектор Борис Рубаненко, мастер в деле планировки. Прежде всего он отказался опасной импровизации. Из-за хаотичности, творившейся в предыдущих планах, было сложно сформировать структуру развития рабочего города для полумиллиона жителей. На протяжении двух лет его команда, срывая сроки, изучала потенциал вверенной ей территории. Архитекторы рисковали, в Кремле стремились как можно скорее начать ударную комсомольскую стройку.
1. ВАЗ. Масштабы нечеловеческие.
2. Испытательный трек. Несколько лет назад он был чуть не целиком заставлен нереализованными автомобилями.
3. Сегодня они стали умещаться на предназначенной для них стоянке.
4. После ремонта «свеча» заводоуправления полностью утратила человеческий вид.
5. Разрабатывая план Автозаводского района, Борис Рубаненко опирался на зарубежный опыт. Больше всего его восхищал так же построенный с нуля Бразилиа: широкие проспекты, множество центров притяжения, рассредоточенных по всему городу… Городу не для жителя, а для жюри международных архитектурных конкурсов.
6. В наше время напротив научно-технического центра ВАЗа воздвигли часовню.
7. Единственное, что может помочь жителю в преодолении безумных расстояний - общественный транспорт. В Тольятти ходит троллейбус. Медленно. Очень.
8. Теперь о центрах притяжения.
9. Дворец культуры и техники.
10. Концепция «форума», разработанная Борисом Рубаненко, содержала в себе кинотеатр, концертный зал, библиотеку, административный центр и торговый комплекс. Все это должно было возвышаться на сваях над транспортными путями, сверху же создавалась пешеходная зона для проведения массовых мероприятий.
11. Сегодня это ни что иное, как непопулярная двухуровневая парковка.
12. Напоминает космодром. Из всего комплекса не были реализованы ни зрелищно-концертный зал, ни высокую башню для администрации города, которая должна была стать главной доминантой всей композиции.
13. Музыкальный театр.
14. Библиотека.
15.
16.
17. Как вам? По сути это единственное стоящее внимания здание в городе. Но лишь
на бумаге.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Через дорогу был реализован торговый центр «Русь на Волге», претерпевший реконструкцию и потерявший свой первоначальный облик.
24.
25. Остается лишь представлять, каким мог быть ансамбль, если бы не дефицит денежных средств в семидесятые годы. Спонтанно загоревшееся идеей строительства нового города руководство партии так же быстро охладело к нему.
26. Жилые дома уже были готовы. Ведь строительство по типовым проектам требует куда меньше времени и средств.
27. Продолжением культурной зоны, тянущейся от так и не построенной набережной, стал парк Победы.
28. Вечный огонь, длинные аллеи, сейчас уже порядком заросшие…
29. И вот мы выходим к дворцу спорта «Волгарь».
30. Он спроектирован архитектором Юрием Карпухиным в 1968-1969 годах.
31. До 2013 года являлся домашней ареной команды «Лада».
32.
33.
34.
35.
36. Дворец делится на две части: в южной располагаются малая арена, игровые и спортивные залы, в северной - концертный зал на 5000 мест, на время хоккейных матчей трансформирующийся в хоккейную арену на 2900 зрителей.
37.
38.
39.
40. Мысленно продолжая «культурную линию» дальше за стадион видим гостиницу «Вега». 40 лет ее металлический каркас стоял открытый всем ветрам из-за нехватки средств. Начала работу в 2011.
41. Внизу на закрытой территории находится монумент «Радость труда». Видим еще одну перспективу, проходящую через стадион «Торпедо».
42.
43. Улица Свердлова. Как и все городские магистрали, поражает бесполезностью своей ширины.
44. Не без подземных переходов, конечно.
45. Закрытый кинотеатр «Сатурн».
46. Колесо обозрения в Детском парке.
47.
48.
49. Шестнадцатиэтажные дома серии II-60 благодаря увеличенным нормам площади и улучшенной планировке в свое время стали революционным типом жилья. Такие есть во многих городах Поволжья, но лично у меня ассоциируются с Припятью.
50. Среди скучных типовых домов теперь уже ярким пятном выделяется 56 дом на Революционной улице.
51. Это индивидуальный проект. И самый длинный дом в городе.
52. Подъезды и лестницы расположены в отдельностоящих «колоннах», из которых по воздушным переходам люди попадают к себе на этаж.
53.
54. Нетронутым даже сохранилось одно из зданий перед домом.
55. Внутри оригинальный витраж.
56. Спустя 50 лет после постройки, район выглядит крайне запущенным. Во многом из-за леса, выросшего из когда-то посаженных повсюду саженцев.
57.
58. Формы домов иногда поражают бессмысленностью, как и все в городе.
59. Спиралька.
60. Сюда дети приходят за знаниями.
61. Впереди Волга.
62. Вокруг лес из деревьев и домов.
63. Еще одна умопомрачительная композиция - Медгородок на окраине района.
64. Снизу не так эффектно.
65. Прилично выглядит лишь административный корпус.
66.
67. Все остальное вгоняет в лютое уныние.
68. Видно, как людям хотелось построить свой «Бразилиа-на-Волге» из того, что было.
69.
70. Весь город, как этот Медгородок. Идеальный пример вертолетного урбанизма.
Город не может существовать без истории. Нельзя просто прийти в поле и настроить там бетонных коробок на полмиллиона жителей, нагнав их с окрестных деревень. Тем более, не обеспечив их досугом. Возможно отсюда и все проблемы нынешнего «АвтоВАЗа», что в городе выросло поколение без культуры.
Тольятти отправили в плавание с пробоиной в носу. Как-то так.
Рекомендую к прочтению книгу Фабьена Белла «Тольятти. Рождение нового города», хоть и не очень разделяю восторг автора.
Все самое лучшее и интересное у меня в
Твиттере и
Инстаграме По всем вопросам пишите на почту:
P2beep@gmail.com