В силу определённых причин я не мог уделять достаточно внимания публицистической работе и практически ничего не писал, зато много и с интересом следил за спорами коммунистов с различным левым сбродом и просто с невежественными людьми. Обычно я не участвую в подобных спорах, поскольку не вижу в них практической ценности и мне всегда кажется, что это время можно потратить гораздо полезнее, но с другой стороны, читая бесконечные споры, я всё больше и больше утверждался в мысли, что текущая тактика теоретической борьбы с заблуждениями не совсем уместна и эффективна, но обо всём по порядку.
Диалектический взгляд на историю человечества говорит нам, что смена общественно-экономических формаций в рамках классового общества (рабовладения на феодализм, а феодализма на капитализм) хоть и несла в себе изменения способов производства, а также способов присвоения прибавочного продукта, но такие изменения имели двойственный характер. С одной стороны это были революционные, качественные изменения в рамках развития классового общества, но с другой стороны, в рамках развития человеческого общества и Человека вообще, классовый период взросления homo sapiens менял лишь одних угнетателей на других, один способ порабощения и эксплуатации основной массы человечества на другой. То есть в рамках классовой парадигмы и развития от рабовладения до своей высшей точки в капиталистическом рабстве эти революционные преобразования несли в себе лишь количественные изменения. Развитие средств производства, повышение производительности труда, превращение продукта в товар и его общественный характер производства, все эти изменения несли в себе развитие количественной производственной мощности человеческого общества, где зарождалось зерно будущего устройства общества, но не переступало эту черту (не считая пару попыток в недавнем прошлом). Да, мы всегда говорим о том, что капиталистический способ производства давно перерос себя и требует дальнейших преобразований и это правильно, также зачастую упираем на экономический базис, который действительно является первичным для дальнейших преобразований, но при этом мы также зачастую остаёмся в рамках развития этого экономического вектора, протянутого из глубин классовых веков, превращаем материалистический базис в цель всего движения, само движение, количественное приращение становится самоцелью. При этом, часто в своих теоретических спорах упускаем из вида главную причину всех преобразований - прогресс человечества. Я ни в коем случае не выступаю против самих преобразований и не пытаюсь перевернуть объективное в субъективное, инструмент остается инструментом, а базис - базисом. Вспомните, с чего начался этот диалог. Я лишь пытаюсь переосмыслить идейную парадигму в спорах с оппонентами и донесения до людей целей коммунистических преобразований, где экономика является главенствующей, но не единственной целью и не конечной самоцелью этих преобразований. Количественное не должно главенствовать над качественным, не должно идти впереди любого развития.
Коммунистическая революция впервые в истории человечества должна перевернуть всю основу его бытия. Из человека, веками угнетаемого природной стихией, самим обществом и хаосом собственного невежества, он должен стать Человеком с большой буквы, с широко открытыми глазами взирать на своё прошлое и историю, с творческим и созидательным огнём смотреть в будущее и дышать полной грудью, больше не сдавливаемой тяжёлым воздухом животной ненависти к себе подобным. Прогресс человечества, всестороннее развитие каждой человеческой личности, счастье личной творческой свободы и одновременно растворение в общественном потоке, не зараженного больше страхом, корыстью и злобой - вечными спутниками современного человека - вот главная цель коммунистической революции! Как говорится - «из царства необходимости в царство свободы». И понимание этого не лежит в мелочной и бесполезной возне за количественными спорами, что чаще всего развиваются на просторах сети Интернет. Опускаясь до уровня такого диалога мы низводим себя до уровня оппонента, начинаем играть по его правилам в русле многовековой парадигмы количественного экономического роста, парадигмы безудержного и слепого потребления, разумности желудка, а не личности.
К чему была вся эта лирика? К пониманию главного отличия человека с коммунистическим мировоззрением от любого другого. Обыденное сознание оппонентов выковано в горниле каждодневного хаоса общественной и культурной жизни, оно взращено и воспитано укоренившимся за века в общественном сознании культом невежества, страха и подчинения непознанным силам. Оно поверхностно, насквозь метафизично и хаотично, а абстрактным мышлением правит исключительно формальный подход, где даже в умах учёных главенствуют исключительно беспристрастные цифры без оглядки на объективную реальность и опытное познание, а исследование качественных сторон или историчности явлений для них под моральным запретом. Балом правит одно божество - Количество. Количество нулей на счетах, количество товаров на прилавках, количество опытов в исследовании.
Поэтому каждый современный коммунист, прежде всего, должен понимать, что он первым бросил вызов хаосу в общественной жизни и в экономике, а следовательно и отражению этого хаоса в общественном сознании. Он первым поставил во главу угла разум, понимание процессов, происходящих в мире, обществе или разуме человека через диаматическое понимание дихотомии количества и качества, но в первую очередь через выражение именного нового исторически преходящего качества. Любой коммунист несёт в себе зерно будущего устройства общества и поэтому он должен служить примером этого нового качества - человека будущего. Коммунист - это человек «качества», а не «количества» и он не должен об этом забывать при любых теоретических столкновениях.
Для лучшего понимания моей позиции хочу привести пару популярных примеров. Я наблюдал множество исторических споров вокруг советской прошлого, принципах социалистического, а точнее сказать коммунистического строительства, но все они низводились исключительно до спора о производстве и потреблении, сравнения с капиталистическим способом производства. В основу был поставлен именно количественный спор, словно это два равноценных устройства общества на одних исторических весах, а вовсе не отмирание отжившего свой исторический век классового устройства общества с приходом нового качества, где количественное сравнение экономик мягко сказать неуместно. При этом также сущность и место Человека в этих системах также часто выносится за скобки. Дефицит, количество сортов колбасы, сравнение количества телевизоров в семьях, сколько своих технологий и сколько «украденных», насколько мы догнали и перегнали империалистический запад и, не дай бог, в чём-то даже отставали. Всё это не имеет никакого смысла. Попытки давать сравнительные таблицы, показывать графики ни к чему не приведут. Количественный спор в попытках «пережрать» запад всегда приведет к провалу, и если не к провалу, то как минимум к полной неспособности что-либо изменить в сознании оппонента или интернет-аудитории. Повторюсь, коммунист - прежде всего человек нового качества, который не должен следовать в русле, существовавшей до этого веками, классового антагонистического общества. Нужно показывать не количественное дальнейшее развитие в той же парадигме, не доказывать, что мы будем больше и сытнее жрать, а ломать эту парадигму, буквально ломать мировоззрение оппонента, рвать его позицию, не идти рядом с ней по одной дороге, а уходить в сторону, меняя сам вектор и качество диалога. Разве важно сколько будет в будущем или было сортов колбасы при СССР? А если вдруг меньше, то уже не стоит проводить общественных преобразований? Это лабиринт, где человек, воспитанный на безудержном потреблении всегда найдёт для вас тупик. Стены этого лабиринта нужно ломать беспощадно. К тому же коммунисты должны честно заявлять, что после взятия власти рабочим классом, его фактическое положение скорее всего окажется хуже, чем до начала революции. Неминуемая экономическая и возможно военная агрессия империалистических стран, экономическая блокада и всевозможное давление извне, вкупе со взрывным ростом контрреволюции и внутренними волнениями внутри страны могут сделать жизнь восставшего поколения намного тяжелее в краткосрочной исторической перспективе. И вот тут разговоры и обещания об экономическом благоденствии, попытки заманить осла морковкой могут сыграть ещё худшую роль. Как раз здесь и нужна пропаганда некой качественно иной цели, где количество и разнообразие колбасы на прилавках не играет никакой роли.
Второй популярный пример, который и навёл меня на мысли об этой статье - это снова активно возникший спор о количестве репрессированных за годы советской власти, а конкретнее в тот злополучный 37-й год. Проведено уже много исследований, написано много качественных и действительно любопытных исследований от коммунистов и неравнодушных людей. С одной стороны, развенчание подобных мифов это действительно важно и здорово, но, с другой стороны, хаос в головах оппонентов придумает всё новые и новые мифы, которые можно опровергать бесконечно, вращаясь в этом замкнутом цикле, откуда нет выхода, а пораженный либеральной гонореей мозг, зацикленный на «слезинке ребёнка» всегда найдёт оправдание, всегда найдет способ обвинить коммунистов в кровожадности, в бессовестности и аморальности, раз они опустились до «подсчёта трупов». «А разве не важна каждая жизнь? Какая разница сколько было 50 млн, 50 тысяч? Это ведь люди, убитые кровавыми коммунистами!» - скажут они вам. И действительно, какая разница? И вот здесь их разум стихийно встаёт как раз на качественную ступень, правда, по обычаю, перепутав стороны. Ведь действительно, есть ли смысл спорить о количестве репрессированных или расстрелянных? Вас опять загоняют в рамки своей либеральной парадигмы, опять заставляют играть по своим правилам, искать выхода из заранее проигрышного лабиринта. Коммунистические преобразования - это, по своей сути, война, классовая война за будущее всего человечества. С какой-то стороны, безжалостное уничтожение старых пережитков - это период, когда впервые в истории человечества разум пытается взять верх над общественной стихией и цена поражения здесь слишком высока. Попытки угождать и либеральничать с классовым врагом, давать ему свободно дышать в ситуации, когда на его стороне буквально многовековая мощнейшая общественная инерция, уходящий глубоко корнями в фундамент действующего общественного сознания, неминуемо приведет к поражению всего человечества. Сопротивление неизбежно, жертвы неизбежны. Это безусловно большая трагедия и надо всеми силами искать пути снизить возможные жертвы, найти наиболее эффективный, но и более гуманный способ преобразований. Но в период активной фазы классовой войны, когда контрреволюционные элементы мечтают вновь загнать всё человечество в кошмар бесконечного рабства, разве можно пускаться в досужие размышления о количествах? Как и всегда, именно качество явления должно стоять на первом месте. Нет необходимости вступать в спор о количестве жертв этой войны, а показать её неизбежность, её объективную необходимость, ибо по другую сторону ещё бо́льшие потери и ещё бо́льшие страдания. Как бы это ни прозвучало из моих уст, но будь в армии контрреволюционных сил 50 тысяч невежественных и запутавшихся солдат или даже миллион - важно лишь то, что если их уничтожение необходимо для того, чтобы вывести людей из этого долгого кошмара, то это необходимо сделать и спорить тут о количестве бессмысленно. Сколько дураков восстанут, чтобы отдать свои тушки обратно во власть империализма, столько по голове и получат.
Вот в чём видится мне отличие «количественных» споров от «качественных». Вот почему о спорах вокруг любых цифр нужно забыть или, как минимум, отодвинуть на второй план. Не нужно играть по чужим правилам, нужно устанавливать свои.