Jan 11, 2013 15:58
Интервью газете «Работа»
Стрелять в тир приходят разные люди, большинство осознают, что это оружие и ведут себя адекватно, но с некоторыми приходится долго и упорно работать перед тем, как дать им в руки оружие, для начала просто не заряженное- говорит мне Михаил. - Расслабляться нельзя: доли секунды иногда решают все. Работа трудная, но очень интересная».
В таком бизнесе любые случайности должны быть исключены: слишком высока цена ошибки. Поэтому работает Михаил за тяжелыми металлическими дверями, под присмотром охранников и видеокамер. Я не стал просить Михаила показать мне оружие - он бы все равно отказался (мы с ним знакомы-то всего двадцать минут). Вдобавок, я проболтался о том, что никогда не стрелял, а к новичкам у моего собеседника подход один: тщательная проверка и подготовка. Иначе и быть не может: это же… тир!
Точнее - Балтийский Стрелковый Центр, куда шесть лет назад Михаил пришел работать инструктором: «Сюда приходят заниматься, в основном, люди, каким-то образом связанные с оружием: бывшие военные, спортсмены. Я попал случайно, но очень этому рад!»
- Легко ли стать инструктором тира?
- Нет, идет жесткий отбор. Есть много критериев и нюансов. Сюда попасть крайне трудно: профессия сопряжена с колоссальной ответственностью.
- Ответственность - главное требование к кандидату?
- Я бы сказал, не просто «ответственность», а «ответственность, ответственность и еще раз ответственность»! Нельзя отвлекаться ни на секунду. Это не та работа, где можно посидеть, подумать, помечтать... Инструктор всегда должен следить за своим учеником, если у того в руках заряженное оружие. Часто ошибки совершаются несознательно - на автомате. Например, люди одевают наушники и одновременно держат пистолет в руках. Или направляют заряженное оружие себе в ноги… Охранники приходят учиться - так иногда на одну группу стоит по три инструктора - чтобы исправлять все ошибки.
- Тяжелее всего с новичками?
- Новички бывают разные. Бывают такие, что чтобы им объяснить основы и чему-то научить, потребуется двести патронов. Другие все понимают в разы быстрее - два-три патрона.
- А, например, женщины-домохозяйки приходят пострелять?
- Домохозяек не бывает, бывают просто женщины, которым интересно позаниматься в тире или прыгнуть с парашютом.
- Наверно, таких клиентов очень мало?
- Их процентов десять-пятнадцать.
- Какое соотношение женщин и мужчин?
- Абсолютное равноправие полов. К нам приходят заниматься и женщины и мужчины, и работают и женщины и мужчины. У женщин-инструкторов иногда лучше получается объяснить материал.
- Как реагируют новички на первый выстрел?
- Многие боятся стрелять. Поэтому инструктор должен быть еще и психологом. А вообще реагируют люди не на сам выстрел, а на попадание (попал/не попал «в десятку»). Клиент, попадающий в десятку - признак хорошей работы инструктора. Не бывает плохих стрелков - бывают плохие учителя.
- Смешные случаи бывают?
- Бывшие военные, например, зарядив оружие перед стрельбой, по привычке направляют его вверх. Но наш тир закрытый - поэтому я прошу в таких случаях «не пугать нашу лампочку на потолке». Или стреляет человек - и вдруг гаснет свет: гильза отлетает вбок и попадает в выключатель. Смешные моменты случаются.
- Попадаются неадекватные клиенты?
- Они отсеиваются в самом начале - до оружия им не добраться. И это может быть необязательно пьяный человек: кроме алкогольного опьянения, есть и другие «противопоказания к стрельбе». Мы вежливо просим таких людей прийти в следующий раз.
- Наверняка кто-то приходит в тир, насмотревшись боевиков. Объясните: в чем разница между стрельбой в кино и стрельбой в жизни?
- Стрельба, которую вы видите в фильмах, не имеет ничего общего со стрельбой в реальности. Герои держат палец на спусковом крючке, беседуют и направляют друг на друга заряженное оружие - это регулярно. Решительно и резко стреляют (хотя надо делать это плавно), долго прицеливаются (хотя точность зависит не от прицеливания, а, опять же, от плавности нажима на спусковой крючок). И вообще, в кино с оружием обращаются очень небрежно, что в настоящей жизни просто недопустимо.
- Актеры к вам приходят тренироваться?
- Да. Мне и моим коллегам доводилось работать с известными актерами, и надо сказать, что после того, как они поймут, что такое оружие, им лучше удаются сцены со стрельбой. Мы, например, обучали знаменитых на всю страну питерских «милиционеров» - Алексея Нилова (кстати, он очень хорошо стреляет!), Анастасию Мельникову…
- Скажите: стрельба «затягивает»?
- Затягивает, потому что человек начинает попадать в цель. Особенно, если он пришел и ничего не умел, и у него стало получаться. Это как в спорте - хочется достигать новых высот. Стрельба - это сложный и интересный процесс.
- Кроме собственно стрельбы - что вам еще в работе нравится?
- Представьте: человек пришел и ничего не умел, а через полгода, благодаря тебе, он начинает делать все правильно и безопасно - от этого испытываешь радость. Инструктор - как преподаватель: должен уметь объяснить, почему ученик не попадает в цель. Должен досконально знать оружие, с которым работает. Знать, как его содержать.
- Сколько видов оружия в арсенале тира(Центра)?
- Пистолеты и длинноствольное оружие - сорок видов. И по каждому я готов дать клиенту исчерпывающую консультацию. Клиент иногда просит разобрать и объяснить устройство пистолета, например. Кроме того, по звуку оружия можно определить, что за оружие,что с ним делают - это может пригодиться, если вы на какое-то мгновение отвернулись.
- Можете разобрать и собрать с завязанными глазами пистолет?
- Зависит от модели. Большинство разбираются и собираются очень просто - три-четыре детали - и готово. Но некоторые модели лучше не то что на свету - но и с увеличительным стеклом разбирать (детали бывают очень мелкими).
- Вы всегда начеку, когда работаете с клиентом. Сколько клиентов в день?
- В среднем - около двадцати человек. Точно сказать нельзя, так как бывают разные клиенты, бывают индивидуальные и групповые занятия.
- За шесть лет людей приходит все больше?
- Да. Раньше мы могли отлучиться куда-нибудь на обед, а теперь мы обедаем только здесь, а иногда времени нет даже на еду.
- График работы?
- Сменный - три через три.
- Что в свободное время делаете? Охотой увлекаетесь?
- Нет - категорически. Стреляю только по мишеням. Из увлечений - пишу стихи. Все поэты всегда любили пострелять! Но стихи не про стрельбу - принципиально.
nbsp; - Сижу я и думаю: нужно ли обычному человеку уметь стрелять?
- Дело ваше. Но знайте: оружие хорошо дисциплинирует - за шесть лет я в этом убедился. У людей пропадает опасная легкомысленность, люди становятся серьезнее.