Поморская столица №4/2006 - почти стильно... сначала

May 28, 2006 20:17

Я кратко (ОЧЕНЬ кратко - кстати, это был мой первый обзор в жж) уже обозревал журнал «Поморская столица» (№1/2006).

Идя навстречу высказанным пожеланиям, сделал галерею сканов. Далее в тексте ссылки ведут на упоминаемую страницу.

Кстати, обновил и обзор «Беломорского БРИЗа» №1/2006: для наглядности добавлена галерея сканов, изменён и дополнен сам обзор, добавил ссылки на соответствующие страницы из галереи.



Ещё раз хочу отметить - я рассматриваю журналы ТОЛЬКО с точки зрения дизайна, то есть я играю на своей территории. Что касается рецензии на публикации (о чём меня просили в комментах к обзору «Беломорского БРИЗа») - тут я пас. Я могу только высказать своё личное впечатление - понравилось/не понравилось и дать литературную оценку материалам, которые написаны явно некомпетентными людьми или непрофессионалами (т.е. я чувствую, что имею моральное право высказаться), но я не отважусь судить профессионалов пера.

В особенности это относится к «Поморской столице» (далее - ПС), в которой пишут матёрые журналисты вроде Игоря Слободянюка или Алексея Сухановского - с их статьями в «Северном комсомольце» (тогдашнем, НАСТОЯЩЕМ, а не нынешнем, безликом, беззубом и аморфном) прошла моя комсомольская юность.

Итак, пройдёмся по обычному пути «обложка - цвет - вёрстка - типографика - содержание».

Обложка
Очень хороша чёрно-белая фотография Артура Чилингарова! И хорошо сочетается с чёрно-красным логотипом журнала.

Сдержанно и стильно смотрится единственный анонс
Порт Артур:
Неизвестный Чилингаров

Только вот Порт-Артур должен писаться с дефисом… Может, в таком написании (без дефиса) есть какой-то потаённый смысл, фишка такая? Забегая вперёд, откроем статью о Чилингарове - последняя фраза в статье - «Порт-Артур»! Значит, просто лажанулись на обложке, что, впрочем, объяснимо - часто обложки делаются в последний день (и даже в последний момент) и ошибка может запросто проскочить.

По сравнению с №1 журнал потолстел с 90 до 130 страниц - и это хорошо для любого крупноформатного издания.

Отдельно выскажусь о логотипе
Почему в названии слово «Поморская» написано курсивом - непонятно. Может быть, хотели «придать динамичности» статичному округлому написанию «столица», уравновешенному красной звездой в центре?
И читается этот курсив плохо.

Я не могу найти объяснение, какое отношение к Поморью и Архангельску имеет красная пятиконечная звезда (хотя и смотрится неплохо). Разве что провести аналогию с кремлёвскими звёздами нашей столицы, но у нас-то, у столицы Поморья, ни Кремля, ни звёзд нет! Всего и сходства-то - что площадь Профсоюзов немного похожа на Красную площадь. Прямо какая-то отрыжка имперского мышления - каждая провинция должна быть подобна метрополии… Это ИМХО, естественно. Я просто свои ассоциации привёл. Если у кого-то есть свои соображения - welcome!

Цвет
Когда я рассматривал журнал месяц назад (когда он только вышел из печати), мне показалось, что слишком много фотографий с избытком мадженты (я даже хотел назвать будущий обзор «Журнал про варёных людей»), но после БРИЗа я вижу, что привередничал, на самом деле не так всё плохо: выделяются лишь (опять!) многострадальный Розенбаум, на соседней странице - таки-сваренная заживо женщина в 1/2 рекламе «Соло» (причём, модуль делали, скорее всего в ПС - и не отопрёшься, что «такой модуль принесли готовый»). Кстати, это же фото на баннере напротив «Премьера» выглядит гораздо лучше.
Ну, а ненцы на празднике и рыбаки на морозе и должны ведь быть с красными лицами, не так ли?

Вёрстка и типографика
Вёрстка - трёхколонник, правда в рубрике “Nota Bene” идут три узкие колонки с широким (45 мм) внешним полем. Зачем это сделано - я не понял.
Три публикации, про табак (см. ниже, в «Содержании»), про обед в самолёте и про «Аэрофлот-Норд» развёрстаны на четыре колонки. Почему именно эти материалы и именно в четыре колонки - непонятно. По поводу первых двух материалов могу предположить, что необходимы были маленькие иллюстрации к тексту. К сожалению, у меня нет предыдущих номеров, чтобы посмотреть, сравнить и сделать более определённые выводы.

С шрифтами в ПС стало гораздо лучше, чем три месяца назад , когда я насчитал 15 разновидностей написания заголовков (были использованы разные шрифты, совершенно необъяснимые тени и обводки). Но главная беда осталась - в заголовках по-прежнему используются вместе (sic!) “OfficinaSans Black” и “Times”! Ужасное сочетание! Точнее - несочетание!

Позволю себе процитировать одного дизайнера, высказавшегося о ПС (с разрешения автора, естественно):
сочетание шрифтов, конечно, убийственное
основной текст жирно смотрится, а вставочки блееедненько-блеедненько... в итоге внутри просто все переворачивается...
Такая дисгармония в оформлении... ужас...

Врезки. Опять пресловутый «Таймс» на серой плашке с узкими (2 мм) полями слева и справа производят такое впечатление доморощенности и кондовости! Будто в «ворде» набрали, распечатали на принтере и вклеили в журнал - настолько инородно и дёшево это выглядит. И фотографии во врезках стоят неаккуратно.

Буквицы. Впервые я увидел буквицы с абзацным отступом - Карсон отдыхает, первопечатники вешаются на ближайшей поморской сосне! Причём буквицы набраны не шрифтом “OfficinaSans Black”, как того следовало бы ожидать, а обычной «Официной», и размер буквицы по высоте - то две, то три строки!
Более того, в половине статей буквица есть, в половине - нет, и обоснования этому я не нашёл, кроме единственного - верстаку пох были эти буквицы и их размер.

Колонтитулы кажутся слишком крупными по сравнению с основным текстом.

Реклама. С рекламой в ПС очень плохо. И этому у меня есть своё объяснение. Слободянюк привык делать свои издания не за счёт получаемой прибыли, а за счёт дотируемых средств, соответственно, в рекламе количественно и качественно не заинтересован. С одной стороны, это хорошо - реклама не мозолит глаза, с другой стороны - та, что публикуется, настолько убогая, что лучше бы уж мозолила глаза хорошая реклама (ИМХО, конечно). Это не относится к готовой рекламе (полоса Ex metal и сделанные по корпоративным стандартам МТС и «Форд»). В основном реклама в ПС представлена в виде статей (я насчитал 19 страниц), которые я читать не буду в любом случае плюс 9 полос модульной рекламы - всего 21% объёма издания (не считая 3 обложек).

Естественно, есть и скрытая реклама, которую я не считал (но которая почти всегда заметна) :)

Совсем непонятно, почему модульная реклама на 2 см шире текстового поля. Выглядит очень неаккуратно и некрасиво.

Содержание
Во всём журнале я насчитал всего 17 полос (из 130), не имеющих никакого отношения к Поморью, что значительно лучше результата в №1/2006 (20 из 98 соответственно):

  • «Фордовы конюшни» - 6 страниц хотя и поданы под видом интервью с гендиректором представительства «Форд» в Архангельске, но ни одна строчка к Архангельску отношения не имеет.
  • «Принцип батарейки» - страница бестолковых афоризмов на соседней полосе с фото А. Сметанина, ректора филиала ВЗФЭИ из фотопроекта «Эт-то несерьёзно!», отчего создаётся впечатление, что это его слова. Вероятно, просто слетела страница проекта (или не успели сфотографировать), и её заменили этим бредом. Эта версия подтверждается анонсом следующего номера : «Эт-то несерьёзно!» (продолжение следует).
  • Разворот про будильники + полоса каких-то забавных фактов, не привязанных ни к материалам до или после.
  • Разворот: страница про каких-то американских монстров и ещё одна страница забавных фактов, не привязанных ни к материалам до или после.
  • Абсолютно бестолковая и бессмысленная по сути, содержанию и смыслу статья про смартфоны. Если человек захочет купить смартфон за 500-1000 буказоидов, он использует специализированные ресурсы (журналы, сайты, посоветуется с кем-то, в конце концов), а не куцую статейку в «областном иллюстрированном журнале», как позиционирует себя ПС.
  • «Табачный беспредел» - 3 страницы про «40 способов ввести никотин в организм». Любопытно, не спорю, но, во-первых, эта тема уместнее в мужском журнале (в подвёрстку к рекламе нюхательных и жевательных табаков), во-вторых, незачем повышать интерес к заведомо вредной (имхо, разумеется) привычке и в-третьих - ну какое отношение к Поморью-то?

  • Разумеется, я не считал заведомо рекламные материалы и статьи, подвёрстанные к рекламным материалам или к репортажам о каком-либо событии (как, например, статья об истории бильярда, предваряющая публикацию о бизнес-турнире по бильярду в Архангельске).

    Интересен (хотя и не нов по замыслу) проект «Эт-то несерьёзно!», состоящий из 4 фотографий, каждая на полосу. Открывается проект снимком Павла Сидорова (лучшим из четырёх, ао моему мнению), ректора СГМУ, сидящего в деловом костюме и босиком в позе лотоса, на следующем развороте идут сверхкрупные фото В. Булатова, ректора ПГУ и А. Невзорова, нового ректора АГТУ. На мой взгляд, публиковать фото шестидесятилетних мужиков практически в реальном масштабе, со всеми морщинами и щетинами - не очень красивое зрелище. Четвёртое фото (last but not least) - ректор ВЗФЭИ А. Сметанин получился гораздо лучше - возможно, из-за ракурса съёмки и благодаря наличию бороды, скрывающей возрастные (увы!) изменения. Посмотрим, что будет в следующем номере.

    От предыдущих номеров осталась ещё одна беда. Системная, так сказать, ошибка. Вот - бах! - интервью с Розенбаумом! Почему Розенбаум, отчего Розенбаум? Ведь читающий журнал не обязан (а зачастую - даже не может) знать, что Розенбаум приезжал в Архангельск с концертами. Человек ведь и читает для того, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, а то получается как у Жванецкого:
    - Правда ли, что здесь будет построен мост?
    - Правда! - отвечает газета «Правда».

    Так напишите в вводке: Дескать, пятого-десятого мартобря Александр Розенбаум выступал в ДК велосипедистов, наш корреспондент встретился с артистом, который любезно… и так далее. Даже странно такие прописные истины озвучивать. Это же и к интервью с Малининым относится. Я, кстати, даже не знаю, приезжал ли он в Архангельск.

    Выводы
    Для дотируемого журнала (т.е. который не должен бороться с конкурентами за место под солнцем) выглядит очень неплохо, по сравнению с №1 изменения заметны.
    Цветокоррекция выправилась, но всё-таки в сложных случаях не следует забывать, что существует фотошоп.
    Большинство материалов написаны хорошо (с такими-то авторами!)
    А вот с заголовками надо работать. Я бы облегчил шрифт с “OfficinaSans Black” до “OfficinaSans Bold”, а «Таймс» убрал бы совсем, как абсолютно не сочетающийся с «Официной».
    Шрифт колонтитулов уменьшил бы раза в полтора-два.
    Врезки - заменить серый цвет и увеличить поля соответственно сетке (ведь в ПС есть сетка?), а «Таймс» мы уже убрали - поставим «Официну» с трекингом +5 pt.
    Размер рекламного блока (1/2 горизонтальный) привёл бы по ширине в размер печатного поля. Можно ещё попробовать сделать навылет влево-вправо (но не вниз! ибо есть верхний колонтитул).
    Рекламу лучше тогда самим и не делать, а ставить готовую, сделанную в РА. Аутсорсинг!
    Мне кажется, стоит подумать, что ещё можно сделать, чтобы улучшить лого журнала.
    И самое главное - ЕЩЁ уменьшить число статей, не имеющих отношения к Поморью и Архангельску! Или же должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ привязка к имеющимся материалам. Ибо «как корабль вы назовёте - так корабль и поплывёт» - содержание должно соответствовать названию «Поморская столица».

    дезигн

    Previous post Next post
    Up