Хочу вернуться к одной старой теме. Я уже писал как-то про обмен телами в кино и даже составил по этому случаю
список фильмов.
Но вот что интересно. В кино (в данном случае я имею в виду современное развлекательное кино Голливуда) почти всегда ограничиваются лишь описанием внешних проявлений изменения и связанных с этим неудобств (читай - отсутствия привычки): например, женщины, оказавшись в мужском теле, не знают что делать с эрекцией, а мужчины, в свою очередь, не знают как разобраться с женской одеждой и как ходить на каблуках. Ну и социальные аспекты (например, мужчина в теле женщины ощущает на себе внимание других мужчин, проявляющееся самым различным образом (что даёт простор для сценаристов, весьма хорошо смотрится на экране и даёт повод задуматься некоторым зрителям :)).
Изменение физиологии же практически не рассматривается. Возможно, это связано с тем, что кино - визуальное искусство, которое оперирует визуальными образами. В кино показать, что персонаж начал думать иначе, можно только опять же через действие - время актёров способных показать эти изменении глазами (к примеру), ушло в прошлое.
В литературе описания в изменении физиологии встречаются. Так, оказавшись в чужом теле, герой какого-то НФ-романа ощущал странный запах, который в конце концов оказывался запахом этого тела. Ещё где-то читал, что мужчина, оказавшись в женском теле, ощутил изменение центра тяжести (у женщин он ниже по известным причинам.) Упоминается изменение точки зрения - в буквальном смысле, т.к. рост «нового» тела отличался от «своего», привычного глазу мозгу.
Впрочем, во второй серии третьего сезона британского сериала для подростков «Misfits» у одного из персонажей появляется способность превращаться в женщину, ощущает повышенное внимание мужчин и (new!) испытывает новые ощущения, о которых рассказывает своему приятелю: «Секс! Если ты не знаешь, что такое множественный оргазм, считай зря жизнь прожил!»
Не совсем в тему, но вспомнил, что в замечательной книге Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы» описывается некая планета, обитатели которой двуполы, что определяет их поступки - как наш пол определяет наши.
Упоминаются и изменения в ощущения «себя» - ведь мы привыкли к своему телу и послав определённый и даже неосознаваемый импульс руке, ожидаем, что она, к примеру, возьмёт со стола стакан и поднесёт его ко рту. Естественно, что если у вас «новые» руки будут короче/длиннее, этот импульс либо не захватит стакан, либо заедет им в нос и т.д.
Разумеется, я сильно упрощаю, на самом деле это куча импульсов-команд, выполнять которые мы тренируем своё тело и мозг всю жизнь, но идея понятна. Я уже не говорю о том, что скорость передачи импульсов может отличаться. Наверняка, среди ваших знакомых есть люди, схватывающие всё на лету, равно как и «тормоза», до которых всё доходит как до жирафа, «на завтрашний день». Здесь можно сделать допущение, что герой оказывается в другом теле с примерно такими же нервными реакциями и т.д. Но всё же было бы интересно посмотреть и прочитать про подобную адаптацию.
Но вот описания изменения в психологии, связанных со сменой тела я не встречал.
Небольшое отступление. Известно, помимо физиологии, у мужчин и женщин различается и психология (частично определяемая той же физиологией). Мозг женщин и мужчин функционирует по-разному, что вызвано миллионом (или больше?) лет эволюции в специализации полов.
Мужчины устроены проще, они, выражаясь компьютерным языком, существа однозадачные (нацелился - выстрелил сделал), цветовое восприятие несколько хуже, зрения более сфокусированное, да и с эмоциями плоховато. Упрощая: охотнику, забивающему мамонта,тонкие эмоции просто противопоказаны, а вот для женщины-матери они крайне важны.
Женщины, опять-таки, по компьютерной аналогии, существа многозадачные и даже многопроцессорные, поэтому в женском мозге больше связей между полушариями чем у мужчин, при этом одновременно могут обрабатываться несколько задач. В процессе эволюции женщинам выходилось выполнять одновременно несколько дел одновременно (тут д.б. ссылки на Десмонда Морриса и В.Р. Дольника, которые вы найдёте сами) плюс коммуницировать с другими женщинами и мужчинами (куда без них! - тут д.б. ссылки на книги Алана и Барбары Пиз).
Поэтому многие различия между полами, которые относят на счёт различия физиологии, в бОльшей степени определяются мозгом. Так, зрительный аппарат у мужчин и женщин почти идентичен, но вот обработка получаемого сигнала происходит по различным алгоритмам. То же самое можно сказать и о слухе женщин - они лучше различают интонации, свидетельствующие об изменениях настроения собеседника.
Но вернусь к обмену телами. Резюмирую. Таким образом, персонаж, очутившись в теле противоположного пола, должен помимо потрясения от самого факта перемещения/обмена и ощущений, связанных с «чужим» телом, должен и мир воспринимать «не так». Более того, он должен (или всё-таки не должен?) начать думать иначе.
Например, в кино (которому свойственно упрощение и обязательная мораль) косвенным образом (определяемым, скорее, социологией чем физиологией) персонаж-мужчина начинает понимать, что не всегда силовой способ решения проблемы - наилучший, а персонаж-женщина - соответственно, что иногда вместо «обсудить проблему» лучше заехать по… Хм, да уж, свежая мысль :)
Если приведёте примеры, подтверждающие/опровергающие мои соображения, буду благодарен.