Думаю, никто не будет оспаривать тот факт, что 60-е годы - важный период в истории кинематографа, я даже сказал бы, взлёт кино как искусства. Я имею в виду не только французское и итальянское (неореализм… чёрно-белая картинка… Годар… Феллини… Мастроянни… даже молодой Бельмондо, чёрт побери!), но и в Америке, и в СССР.
Вы можете не соглашаться со мной, но я считаю, что 80-е годы - не менее важный период. Только речь здесь идёт уже о кино голливудском. Именно тогда происходила наиболее яростная экспансия голливудской концепции, заменившей в итоге само понятие кино как искусства на кинопродукт, просчитываемый и окупаемый, сделанный по обкатанным шаблонам и т.д.
Именно тогда было снято множество лент, уже тяготеющих к коммерческому успеху и массовости, но ещё нёсших на себе отблеск киноискусства. Я даже не буду пытаться привести названия - тогда было снято множество хороших комедий, (мело)драм, боевиков, триллеров и фантастики.
Да, теперь коммерция победила окончательно и кино стало массовым, сильно при этом поглупев. Но я не об этом.
В 1987 году вышел фильм «Грязные танцы» ("
Dirty Dancing") с
Патриком Суэйзи и
Дженифер Грей в главных ролях. Примерно в это же время в СССР (по крайней мере, в Архангельске) началось массовое распространение видео. Лесозаводы, впервые получив реальную валюту и возможность ею распоряжаться, накупили для работников импортного ширпотреба, начиная от японских телевизоров, видиков и магнитофонов и заканчивая бельгийским печенюшками и конфетами.
Примерно в это время я и посмотрел «Грязные танцы» (но, хоть убейте меня, не помню - в видеосалоне или уже на своём видике с взятой на ночь у приятеля моего приятеля кассеты). Романтика, наивность, желание достичь результата, любовь - это потом, позже, сюжет был растиражирован в десятках лент. Да и сами «Грязные танцы» дважды переснимались в виде сериалов (в
1988 и
2006 году), а в 2011 ожидается римейк фильма.
Чуть позже я увидел «Стальной рассвет» (
Steel Dawn, 1987), где Номад-Патрик бродил по постакалиптической Америке, сея доброе и вечное стальным мечуганом с технологическими дырками отверстиями в лезвии.
Затем был «Дом у дороги» (Road House, 1989), через год - невероятно романтический (или это мы были столь романтичны тогда?) фильм "Привидение" (Ghost, 1990), а ещё через год - «На гребне волны» (Point Break, 1991).
После длительного перерыва в боевичке «Чёрный пес» (
Black Dog, 1998) я снова увидел Суэйзи - постаревшего заматеревшего, погрубевшего лицом, потерявшего юношескую привлекательность, но не лишившегося внутреннего обаяния.
В прошлом году, смотря «Донни Дарко» (
Donnie Darko, 2001), с удивлением узнал в проповеднике Джиме Канингеме Патрика, о котором ничего не слышал уже лет десять.
А потом были невнятные новости о болезни, за которыми последовали столь же невнятные опровержения. Потом тишина и только сообщения о том, что Суэйзи снимается в сериале «Зверь» (
The Beast). Малодушно думалось: может, обойдётся? Ведь как любой зритель, я всё-таки невольно ассоциировал персонажей с актёром и мне думалось: он, наверное, неплохой мужик, этот Патрик... может, обойдётся?
Не обошлось.