Известное выражение Гераклита Эфесского, что всё течёт и изменяется и в одну реку нельзя войти дважды любопытно рассмотреть через призму буддийской гносеологии. По гераклитовому учению в природе нет ничего постоянного, всё находится в непрерывном становлении. Так Аристотель пишет о последователях этого учения:
«Они осознали, что вся природа движется, а ни один предикат, высказанный об изменяющемся предмете, не может быть истинным; тем более невозможны истинные высказывания о том, что всячески изменяется во всех отношениях. Из этого взгляда развилось крайнее воззрение упомянутых философов, а именно, воззрение тех, кто считал себя последователями Гераклита; подобного воззрения придерживался и Кратил, который под конец пришел к мнению, что не следует ничего высказывать, и только шевелил пальцем, а также упрекал Гераклита за то, что тот сказал “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, поскольку сам полагал, что нельзя войти даже один раз».
Однажды Будда решил показать ученикам пустотную природу вещей. Он указал на реку. Издалека река казалась реальной, существующей сама по себе. Но вблизи река не была одной и той же, обновляясь текущей водой, таким образом нельзя было дать "истинный предикат" вечно изменяющейся реке. Поэтому буддизм и считает окружающее существующим только в сознании человека, которое придает всему форму и имя. По словам Дхармакирти, «деятельность мышления состоит в создании такого образа и представления, которое способно быть обозначенным словом и слиться с ним». Сознание воспроизводит в себе мир, а не наоборот.
В отличии от буддистов, у Гераклита мир неиллюзорен, хотя в основе его лежит нестабильный и изменчивый огонь. Мир познаваем, он возникает и живет в результате борьбы противоположностей, упорядоченных общим для всех вещей законом-Логосом.
Войдя в одну и ту же реку "изменчивости" окружающего Будда и Гераклит оказываются в разных по сути "реках". Изменчивость в буддийской концепции в итоге становится видимостью, обманом сознания. Гераклитова же изменчивость дихотомична, но эта дихотомия основа как гносеологии в частности, так и бытия вцелом. Раздвоенность сущего, постулируемую Гераклитом, Будда трансформировал в иллюзию, в мираж, во вторичность эмпирического мира.