Как гусь и коза крестовый поход возглавляли.

Jan 24, 2013 22:51

  "Встречалось и другое омерзительное преступление в этом глупом и сумасбродном пешем скопище, преступление, которое, в чем не приходится сомневаться, было ненавистно в глазах господа и которое даже покажется совершенно невероятным всем христианам. [А именно], они уверяли, будто некий гусь проникнут божественным духом и в не меньшей степени им же проникнута некая коза. И обоих этих животных они содеяли себе в предводители в этом святом странствии в Иерусалим; они выказывали им знаки благочестивого почитания сверх меры, и превеликая рать, подобно скотине, следовала за ними, веря в это всей душой.Да удалится от сердец верующих христиан [мысль], будто господь Иисус хотел, чтобы гроб его святейшего тела посещался неразумными тварями, и будто бы повелел содеять их предводителями тех христианских душ, которые [сам] удостоил искупить своей драгоценной кровью и омыть от грязи идолопоклонства! Ведь, возносясь на небеса, он определил предводителями, управителями и наставниками своего народа достопочтеннейших и святейших прелатов и аббатов, а вовсе не грубую скотину, лишенную разума. Впрочем, что удивительного, ее ли в наше время встречаются заблуждения подобного рода, и в иных сборищах стольких тысяч людей, на чьи головы господь обрушил кары, ...[встречаются] столь отвратительные преступления..?"  (Альберт Аахенский "Иерусалимская история". Кн. I, гл. 30.)
  Этот весьма любопытный эпизод из истории Первого крестового похода встречается в нескольких книгах посвященных крестовым походам. Вот как некоторые исследователи расшифровывают "преступление, которое покажется совершенно невероятным всем христианам" .
"Впереди его отряда выступали коза и гусь, священные животные древней германской мифологии". (Лео Таксиль "Священный вертеп")
"Предводителями одного из крупнейших крестьянских отрядов были... гусь и коза, которые шли перед войском и указывали ему путь к Иерусалиму. По мнению крестьян, эти животные были проникнуты божественным духом, и лучше любого рыцаря или монаха могли указать верную дорогу к Святому Гробу".  (Александр Доманин "Крестовые походы. Под сенью креста")
"Впереди одного из отрядов, находившегося в составе ополчения Петра Пустынника, шествовали... гусь и коза. Они считались проникнутыми божественной благодатью и пользовались большим почетом среди крестьян: по словам Альберта Аахенского, им «выказывали знаки благочестивого почитания сверх меры, и превеликая рать, подобно скотине, следовала за ними, веря в это всей душой». Крестьяне видели в обоих животных вожаков отряда. Каноник Альберт Аахенский, яростно возмущаясь «омерзительным преступлением глупого и сумасбродного пешего скопища», включил в свой рассказ знаменитый эпизод с гусем и козой. Для него, служителя церкви, это языческое заблуждение". (Михаил Заборов  "Крестоносцы на Востоке")
Но дальше констатации факта с гусем и козой - "животных древней германской мифологии" дело не идет.  Возникают вопросы как сии "неразумные твари" прониклись божественным духом и как животные стали "предводителями христианских душ", идущих по стезе Господней?
  Напомним, что здесь речь идет о т.н. Крестьянском крестовом походе, возглавленным Петром Пустынником и Вальтером Голяком. Движущей силой этого этапа Первого крестового похода были обедневшие рыцари, крестьяне, нищие в среде которых языческие верования, очевидно, еще не стерлись из памяти. Поэтому символизм "неразумных тварей" возглавляющих поход рыцарей Христа вполне коррелирует с мифологической семантикой козы и гуся германо-скандинавской традиции. Щиплющая листву Мирового Древа коза Хейдрун кормит своим неиссякаемым медвяным молоком эйнхериев Одина. В лебедей (= гусь) могли превращаться женские божества германо-скандинавского эпоса - валькирии  и вершить судьбы воинов, лучшая доля для которых представлялась в вознесении в Вальхаллу. Рассмотренная подобным образом символика животных трансформирует крестоносцев в "эйнхериев Христа". Предположим, что в данном случае божественная благодать была воплощена у крестоносцев в смерти за Христа в бою с сарацинами, а гусь и коза вели христианское воинство в Иерусалим-Вальхаллу - Царствие Небесное, где земные скорби должны были растворится в пирах и утехах.

История, крестовые походы, медиевистика

Previous post Next post
Up