Почти три года назад написал в одном сообществе заметку
Аутентичность евангелической истории о крещении Иисуса Иоанном. Речь шла прежде всего о том, что портрет Иоанна - стойкого аскета, гневного обличителя, религиозного пророка, каким предстает он в Евангелии не вяжется с его вопросом в
Лк 7:19. То безраздельное преклонение перед Иисусом, которое в процессе крещения выказал Иоанн, никоим образом не согласуется с его мнительностью по отношению ко Христу. Люди подобные Иоанну до конца своих дней не меняют мировоззрения, порой даже предпочитая этому смерть. Обличая верхушку иудейского общества Иоанна казнили за его убеждения, но вот почему-то вера в Иисуса у Иоанна была сломлена только лишениями заключения. Из чего я сделал вывод: не возможно доказать, что после переживаемого экстатического общения с Христом Иоанн "вдруг" упал духом и не видя результатов пришествия Мессии, разуверился в Иисусе. Из этого противоречия следует: иудей Иоанн ожидал и возвещал приход иного Мессии. А эпизод с крещением Иисуса Христа не аутентичен.
И вот вчера, в одной книге я встретил такую интерпретацию данного персонажа, которая не столько подтверждала мои догадки, сколько трансформировала образ Иоанна (точнее его головы) по отношению к христианству в эзотерический "антехристианский символ".
Но сначала обратимся к истории, лингвистике и эзотерике. Итак, некоторые альбигойцы считали, что Иоанн Креститель был на самом деле "посланником злого демиурга", и его миссия заключалась в фальсификации учения Христа, посланника "доброго бога" и в конечном отрицании спасительной Благой Вести Сына Божьего. Особенно остроумным мне показалось следующее объяснение. Иоанн изначально мог пониматься как "антехрист" - т.е. по гречески предстоящий Христу а не противостоящий антихрист. Но эта "предстоящесть" Иоанна Иисусу все же не сглаживает парадигмальных отличий между ветхозаветным Крестителем и новым Адамом - Христом.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Execution_of_John_the_Baptist_icon02.jpg?uselang=ru)
А вот с эзотерика-символической стороны наш автор разрешает дилемму следующим образом. В православном (и католическом) церковном календаре праздник Иоанна Крестителя празднуется 24 июня, т.е. в непосредственной близости с днем летнего солнцестояния. Римляне называли этот день Janua Inferni, дословно "нижняя дверь" или "адская дверь". И в соответствии с этим символизмом некоторые западные герметические организации напоминали изречение самого Иоанна Крестителя "ему должно расти, мне умаляться". ("Ему", т.е. Христу, чье рождество совпадает с противоположной точкой года, с зимним солнцестоянием, которое называлось у римлян Janua Celesti, "небесная дверь".) В масонстве существует выражение праздники "двух Иоаннов", где "летний Иоанн" - Иоанн Креститель и день летнего солнцестояния, а "зимний Иоанн", Иоанн Богослов, чей праздник располагается близко к зимнему солнцестоянию. Можно соотнести символизм декапитации (обезглавливание Иоанна) с началом движения солнца к точке "смерти" во время преобладания ночи над днем в зимнее время. Солнце, как отрубленная голова, катится все ниже и ниже к горизонту. Иисус же наоборот (в римской интерпретации по аналогии с Sol Invictus) со дня зимнего солнцестояния ("небесной двери") начинает победное шествие, "день побеждает ночь". Таким образом и в эзотерическом плане становится очевиден антагонизм Иоанна как символа ветхозаветного, нисходящего, иудейского и солнечного, воскресающего, побеждающего Иисуса. В качестве примера, конечно, не совсем бесспорного, но подтверждающего данный тезис вспомним о некоем культе тамплиеров, где голова (человеческий череп) использовался в качестве идола. "Мертвая голова" - источник мистических знаний и мудрости во многих традициях (у тамплиеров такой головой был Бафомет имя, которого вероятно и расшифровывалось как мудрость) вполне коррелирует с символом отрубленной головы Иоанна, нисходящей в Janua Inferni, в противовес Иисусу воскресающему и побеждающему тьму как Sol Invictus.