"Космогонические представления этрусков о создание вселенной сохранились в словаре - энциклопедии византийского лексикографа X в. Суды, написанной им на греческом языке. Свои сведения об этрусской космогонии автор дает в своем словаре под словом "Тиррения". Он пишет: "Тиррения, страна, и Тиррены, называемые Тусками. Их историю написал ученый муж. Он рассказал, как бог - создатель всего, на протяжении 12 тысяч лет [по-этрусски 12 "килид"] трудился над всеми своими творениями, которые он разместил в 12 так называемых обиталищах.
В первое тысячелетие он создал небо и землю. [По-видимому речь идет о разделении духовного и материального начала, так как творение небосвода происходит далее.]
Во второе - всю видимую небесную твердь. [Создание небосвода - это своеобразная организация пространства, а также времени и сторон света, т.к. этруски рассматривали небосвод ориентированным по сторонам света и при этом учитывали благоприятные и неблагоприятные для себя направления. В целом концепция небосвода (Небесного мира) была у этрусков достаточно сложной.]
В третье тысячелетие были созданы море и все воды, текущие по земле. [Интересно, что творение вод происходит до творения звезд и планет. Видимо, речь идет об организации материи, даже не материи, а Протоматерии, из которой будет создан мир, так как воду этруски связывали с хтонической стихией. Символическое изображение воды можно видеть на многих этрусских саркофагах и в росписи гробниц]
В четвертое - созданы великие светила: Солнце, Луна и звезды. [Речь, видимо, идет о создании видимой материальной Вселенной, так как без светил, дарующих жизнь, Вселенная не могла рассматриваться как реально существующая. Аналогичную ситуацию можно наблюдать во многих мировых космогониях.]
В пятое - всю живность летающую и пресмыкающуюся, и четвероногих в воздухе и на земле, и в воде. [Интересно разделение понятий воздушной среды и неба. Под небесными существами в этом случае, видимо, подразумеваются существа высших миров, в отличие от воздушных существ - птиц.]
В шестое - людей. [Описание этого периода несколько смазано, так как неясно когда создавались души людей. Видимо, этот период имел несколько уровней развития.]
Как явствует, первые 6 тысячелетий ушли на создание человека, остальные же 6 уйдут на жизнь человеческого рода, покуда не истечет все время до исполнения 12 тысячелетий" (Наговицын А.Е. "Мифология и религия этрусков")
Естественно некоторые исследователи посчитали, что этрусский вариант "шестоднева" вторичен по отношению к библейскому "Бытию".
Так " М. Паллотино, считающий ее (этрусскую космогонию) комбинацией этрусских и христианских представлений позднеримской эпохи, чем, в частности, и объясняется, по его мнению, сходство ее с библейским рассказом о сотворении мира. Несколько осторожнее рассудил позднее Б. Ногара, приводящий текст этрусской космогонии в итальянском переводе. Не отрицая ее близкого сходства с библейской, он в то же время указал на проблематичность приоритета библейского рассказа, поскольку Суда, не называя точно свои источник, утверждает все же, что изложенная космогония восходит к этрусской традиции, которая могла, по мнению Б. Ногары, происходить из Западной Азии, будучи независимой от Библии. Не отрицая того, что приведенный в Суде текст этрусской космогонии вряд ли может быть возведен непосредственно к какому-либо древнеэтрусскому источнику представляется все же, что утверждения о ветхозаветном или тем более о христианском происхождении изложенной в нем концепции очень поверхностны." (Л.А. Ельницкий "К происхождению этрусской космогонии - дивинации")
А.Е. Наговицын и Л.А. Ельницкий в своих работах приходят к выводу о неиудейском происхождении этрусской космогонии, всвязи с тем, что был обнаружен пехлевийский текст сасанидского периода, не связанный с библейской традицией и в этом тексте срок существования мира ограничивается 12 тысячами лет, как и в тексте Суды (см. у Наговицына). Кроме того, можно с большей уверенностью говорить о схожести этрусского варианта с космогониями Гесиода и Аполллония Родосского, или связать космогонические воззрения этрусков и других индоевропейских (или переднеазиатских - см. у Ельницкого) народов.