О пользе внешних критиков я догадывался, а вот о том, что окопался внутри - не очень.
[Spoiler (click to open)]Кроме того, даю вам дружеский совет:
никогда не отдавать своего искусства, творчества, приемов, его
психотехники и прочего на растерзание критиканов и придир. Они могут
лишить артиста здравого смысла и довести его до паралича или до
столбняка. Зачем же вы их развиваете в себе и в других с помощью глупой
игры? Бросьте ее, иначе в самом скором времени излишняя осторожность,
придирчивость и паническая боязнь лжи окончательно парализуют вас.
Ищите ложь постольку, поскольку она помогает находить правду. Не
забывайте при этом, что критикан и придира больше всего создают
неправду, так как тот, к кому придираются, помимо воли перестает
выполнять выбранную им действенную задачу и вместо нее начинает
наигрывать самую правду. В этом наигрыше скрыта самая большая ложь. К
черту же критикана и вне и внутри вас, - то есть и в смотрящем зрителе
и еще больше в себе самом! Критикан охотно вселяется в вечно
сомневающуюся душу артиста.
Вырабатывайте в себе здравого, спокойного, мудрого, понимающего
критика - лучшего друга артиста. Он не сушит, а оживляет действие, он
помогает воспроизводить его не формально, а подлинно. Критик умеет
смотреть и видеть прекрасное, тогда как мелкий придира-критикан видит
только плохое, а хорошее пропускает мимо глаз. То же посоветую тем из
вас, кто следит за работой других учеников. Пусть те, кто контролирует
чужое творчество, ограничиваются ролью зеркала и честно, без придирок
говорят: верят они или не верят тому, что видят и что слышат, пусть
указывают те моменты, которые их убеждают. Большего от них не
требуется. Если бы театральный зритель был так же строг и придирчив к
правде на сцене, как вы в жизни, то нам, бедным актерам, нельзя было бы
появляться на подмостках.
- А разве зритель не строг к правде? - спросил кто-то.
- Он строг, но не придирчив, как вы. Напротив! Хороший зритель
больше всего хочет верить всему в театре, хочет, чтоб сценический
вымысел его убеждал...
Станиславский.