Об амбициях и человеческих жизнях.

Jun 02, 2011 14:18


Тут вот, на Я.ру, в клубах, в связи с недавними спорами об альпинизме, мне вспомнился мой предпоследний подъем на вершину.

Но сначала небольшая преамбула. Я в горы пошел, в частности, и для того, чтобы познать самого себя. Это верно, что только в горах это возможное, без примесей, получение этого знания. Надо сказать, что знание это не очень приятное получилось. Зато точное. Я могу быть очень жестким. Для коллективной работы это не всегда подходит.

Так вот, о предпоследнем, самом приятном для меня восхождении. В последующем моральном плане. Но не в текущем на тот момент. Дело в том, что мне нужно было для спортивного роста руководство группой на восхождении. До этого у меня были руководства. Группы были дружные, сильные, как правило под конец срока, ходили вместе, притирались до этого друг к другу. Так что руководство было номинальным. Восхождения проходили гладко. И, как правило, только такие группы и бывают в альпинизме. Но не в этот раз. Как-то получилось что собрали с бору по сосенке группу, номинально подходящую по разрядам, но до этого ни разу вместе не ходившую. Так бывало в альплагерях официальных, ВЦСПСовских. Выпустили на маршрут недалеко от лагеря, не очень сложный, но для руководства мне подходящий. Мне бы, по хорошему, вообще после первых же движений по маршруту, прекратить всю эту бодягу. Но коллектив! Ребятам нужны галочки о восхождении, мне о руководстве. Хотя, честно говоря, я уже к тому времени понимал, что мне нет хода дальше в альпинизме. Я сделал выбор в пользу семейных дел.
Но раз машина запущена - надо двигаться. Погода идеальная, маршрут - семечки. Для меня. Но не для членов группы. Им бы потренироваться в восхождениях по лестнце на пятый этаж хотя бы. Да, бывали и такие "альпинисты" в этих альплагрерях. Их выпихивали по горящим путевкам альпсекции для набора массовости. И вот мы "движемся". Т.е. почти стоим на месте. Я провешиваю перила там где не надо. Чтобы не заночевать на вершине. Это нонсенс для тех условий. Чтобы народ раскрепостился и пошустрее двигался. Делается только хуже. Начинают путаться в трех соснах, пардон, в двух веревках. Связочной и перильной. Я вынужден был сновать челноком от связки к связке и все всем показывать и помогать. А что делать? На мне жизнь 4- человек. Или пяти... уже не помню. Естественно, слова начинают проскакивать всякие. Но тут так: или сю-сю-сю и смерть от холодной ночевки на вершине или нехорошие слова для ускорения процесса и благополучное возвращение. Ну, смерть, не смерть, но допускать ночевку никак нельзя. С такими никчемными "альпинистами" все может случиться при резком изменении комфортных условий на, мягко говоря, некомфортные.
В общем, и поднялись, и пофотографировались и спустились без происшествий. Для себя, лично, я вынужден был и нарушать правила безопасности (спуск последним, без страховки) и мотаться туда-сюда, вытирать сопли. Вымотался до предела. По хорошему, в этот же день можно было уже быть и в а\лагере. Но мы заночевали под горой, в палатках. Я не вышел на вечерний сеанс связи. Хотя на спуске выходил и передал что все нормально. Для связи мне надо было вернуться на седловину для прямой видимости для связи. УКВ игрушка была только. Плюнул, решил что инструктора сообразят что все в норме. Так и вышло. Они хоть и наезжали, что готовы были высылать спасотряд, но это для порядка был наезд.
Для порядка же и устроили расширеный "разбор полетов". Наехали инструкторы на меня, потом дали слово участникам группы. Ну, те и отвязались. Я поначалу пытался отбрехиваться. Поскольку все было официально, то и слова были вполне официальными. Но потом замолчал. Одному против всего собрания не попрешь. Инструкторы слушали-слушали, задали пару наводящих вопросов. Народ раскрепостился, выложил все,что на душе накипело. :-)
Надо сказать, что инструктры - народ ушлый. Разбирались и в психологии, а уж маршрут знали как свою квартиру. Поэтому, выяснив все мои действия у предвзятых ко мне людей, они выдали: Вы все должны быть ему благодарны по гроб жизни, что он вас живыми приволок в лагерь. С тем они их и выгнали за порог. А мне наедине сказали: Ты перерос и физически и морально уровень альплагерей. Если хочешь расти дальше - езжай в серьезные горы с серьезными людьми. Рекомендацию мы даем. И записали ее в альпинистскую книжку.
P.S. После этого, там же, в альплагере, я сделал еще одно руковдство. Мы сделали вершину за полдня и вернулись в лагерь. При том, что этот маршрут был намного дальше. Правда, я на вершину не поднимался. Чтобы не пропустить сеанс связи, остался на гребне с самым слабым, а вторая связка сбегала на вершину, поменяла записку. А я... Я выполнил свою программу минимум: узнал самого себя.
п.с. и еще об альпинизме в спойлере

[Spoiler (click to open)]22 мая молодая 33-летняя швейцарка Joëlle Brupbacher скончалась в своей палатке (в лагере 3) на слоне Макалу на высоте 7400 м.
Накануне она поднялась на вершину. Это был ее 5-й восьмитысячник. Девушка была известная спортсменка, альпинистка и скалолазка.
21 мая в час дня словак Петер Хамор, румын Хория Колибасану, баски Хорхе Эгочеага и Мартин Рамос взошли на вершину. В одном пермите с ними была Джоэль. И Оскар Фернандес, Гия Тортладзе, Кинга Барановска, Оксана Морнева и Фабрицио Зангрили. Там же рядышком на горе работали Стив Хаус и Марко Презель, а также коммерческие экспедиции Jagged Globe и Кэри Коблера. Согласитесь, что все перечисленные имена, за исключением, разве что Оксаны, вам хорошо известны. Прославленные гиды, участники гонки Q14, Золотоледорубцы…. Кони, одним словом. Краса и гордость альпинистского бомонда. Но всей их совокупной мощи не хватило, чтобы спасти одну-единстенную девушку, умирающую на 7400.
После вершины, спускаясь, на высоте 8200 Мартин Рамос и Хорхе встретили во «французском коридоре» поднимающуюся Джоэль. Было 2-30 дня. Они посоветовали ей поворачивать обратно: уже слишком поздно идти наверх. Но девушка продолжила подъем вместе со своим шерпом Пасангом. В 10-30 вечера они снова встретили ее - в Лагере 4.
Утром, убедившись, что с барышней и ее шерпом все в порядке, баски удалились в направлении базового лагеря.
В лагере 3 (куда, видимо, Джоэль спустилась сама) она слегла. Идти не могла. Пасанг был при ней. А также Петер и Хория. Они запросили помощи у базы.
Кислорода в С3 не было. Надо было срочно поднять его наверх. Вызвался Дава Шерпа, но лидер Jagged Globe его остановил.
Кислород почему-то начал поднимать неакклиматизированный и незнакомый с маршрутом повар Мингма, который обслуживал Хорхе и Мартина. В итоге Мингма оставил баллон между С2 и С3 на высоте 7200. В 10 вечера Хорхе приказал ему спускаться.
Связь с Хорией (который был при Джоэль) прервалась. Известий не было. На отчаянную просьбу Хорхе о помощи лидер Jagged Globe отказал - во второй уже раз.
Тогда Хорхе призвал на помощь Стива Хауса, Марко и Фабрицио. Они начали подъем в С3 ночью, после полуночи, и к 6 утра были на 7100. Туда к тому времени спустились Петер и Хория. Оказалось, в 11-30 вечера накануне Джоэль умерла.

(по материалам Explorersweb)
И, из коментов:"Несомненно, что поведение девушки явно нельзя назвать "безопасным". Но здесь более показательно, на мой взгляд, поведение тех, кто мог бы ей помочь, но НЕ ЗАХОТЕЛ. Взять хотя бы упоминавшегося в статье лидера группы Jagged Globe (Роберт Андерсон), дважды не позволившего осуществить попытку подъёма кислорода на 7400. И хотя вот здесь - http://www.alpinist.com/doc/web11s/newswire-flash-joelle-brupbacher-killed - директор этого Jagged Globe оправдывает действия Андерсона тем, что "всё равно бы не успели", мне этого кажется особо ярким примером существующих стандартов помощи и взаимовыручки в среде, скажем так, альпинистов "западной формации". И когда кто-нибудь начинает хвалить их за индивидуальность и - за счёт замкнутости только на своей персоне - достижение высоких результатов, очень хочется привести вот такой вот - далеко не единичный - пример, являющийся оборотной стороной индивидуализма. Вы представляете себе, чтобы мы, воспитанные в традициях советской школы альпинизма (как бы "лестно" о ней не отзывались), позволили человеку умереть, даже не попытавшись спасти? Я - нет."
http://www.risk.ru/users/lalena/16387/


самопознание, личное, альпинизм

Previous post Next post
Up