Ученье - свет, учебников - тьма

Sep 27, 2010 11:05


Назвать фильм фильмом про школу - это все равно, что обозвать «Евгения Онегина» романом о любви, а «Мертвые души» - поэмой об аферисте. Такая оценка тянет на «неуд». Универсум под названием «школа» слишком разнообразен, чтобы его можно было выразить в двух словах. О чем же снимают школьное кино?

Школа как кошмар

«Там из тебя сделают человека», - так часто говорят не только про армию, но и про школу, место, где получают знания, имея в виду обстоятельства, при которых тебя к знаниям принуждают. Интернат как суровая школа жизни, как рабство и его преодоление - таковы британские учебные заведения по версии Марека Каневска, снявшего в начале 1980-х «Другую страну».

О взрослении через мучения рассказывает и фильм Ролана Быкова «Чучело», увидевший свет в те же годы. После него в России фильмы о школьниках привыкли смотреть, готовясь ежесекундно зажмуриться.

Ролан Быков еще не был так жесток, как пару лет спустя Эльдар Рязанов с его «Дорогой Еленой Сергеевной», он не пробовал имитировать реальность, как это сейчас обожает делать Валерия Гай Германика («Все умрут, а я останусь»). Он просто первым из российских режиссеров показал жестокость, как часть обязательной школьной программы.

После «Чучела» «детки» в России стали упорно рифмоваться с «клеткой», а школа стала восприниматься как зоопарк. Примечательно, что в те же годы в США, еще отделенных железным занавесом, много говорили о «Классе 1984», чрезвычайно жестком рассказе о подонках-недорослях, превративших учителя в машину для убийства.

«Ты мне на ногу наступил, а я тебя напалмом выжгу» - так же действует Изабель Аджани в позапрошлогоднем «Последнем уроке» - ее замордованная училка берется за оружие, чтобы вбить уже знания в головы малолетних чудовищ.

Крайние меры с фатальным исходом - таков «Слон» Гаса ван Сента, показавшего процесс превращения тихонь в камикадзе. Эти фильмы страшны и, наверное, необходимы. Лечебные микстуры редко бывают приятны.

Фильмы о школе »

ozon_ru, кино

Previous post Next post
Up