Насер ад-Дин Шах Каджар (перс. ناصرالدین شاه قاجار; 16 июля 1831 - 1 мая 1896) - четвёртый шах Ирана из династии Каджаров, правил с 17 сентября 1848 до самой смерти в 1896. 47-летнее правление Насер ад-Дина - это самое долгое в новой истории и третье по продолжительности во всей трёхтысячелетней истории Ирана.
Будучи ещё юным, в 13 лет он впервые познакомился с фотографией и так был увлечён процессом, что, став монархом, в 1858 году пригласил в Тегеран французского фотографа Франсиса Карлиана, чтобы создать в своём дворце первую официальную фотостудию. В конце 1870-х годов русский фотограф Антон Севрюгин открыл в Тегеране фотоателье на паях со своими братьями. После этого Севрюгин стал придворным фотографом Насер эд-Дин Шаха, создал настоящую фотолетопись Ирана с 1870 по 1930 год и за свои заслуги даже получил звание хана.
Во дворцах Севрюгин и другие фотографы могли снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. Однако, и сам Насер эд-Дин Шах занимался фотографией: для себя он оставил эксклюзивное право снимать свой гарем - эти фотографии он печатал собственноручно в дворцовой лаборатории.
Попытки шаха посредством реформ приобщить Персию к европейской цивилизации разбились при столкновении с восточным фанатизмом и умственной неподвижностью населения. Однако, благодаря его стараниям, был проведен в Персии телеграф, основана военная школа, приглашен из Франции военный инструктор и дикие персидские полчища преобразованы в армию, до известной степени дисциплинированную. В Тегеране была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина.
Для правителя-мусульманина он был неплохо образован, вёл довольно сибаритский образ жизни и ощущал на себе сильное влияние Европы, что в итоге привело к росту недовольства даже среди приближенных, а позже и смерти шаха.
Хороший человек видать был, но большой оригинал в понимании женской красоты.
Насер эд-Дин Шах тратил большие средства на содержание дворцов и зарубежные поездки, которые он старался совершать ежегодно, в отличие от своих предшественников (он был первым иранским правителем, посетившим Европу).
В 1873 году он побывал в Париже, а затем по приглашению Александра II посетил Санкт-Петербург. В обеих столицах шах побывал на балете, и был так очарован танцовщицами и их костюмами, что, вернувшись в Тегеран, заставил своих жен облачиться в короткие пышные юбки наподобие балетных пачек (в Иране их назвали шалитех - shaliteh) поверх цветастых штанишек, жилетки, белые или черные носочки и атласные туфли. Единственное, от чего женщины мусульманки не отказались, это платок, покрывающий голову так, чтобы ни шея, ни уши не были видны.
Такова легенда появления коротких пышных юбок в мусульманском гареме.
Старшая дочь
Женщины гарема, дочь и внук шаха
Дочери с отцом. Найдите папку.
Несравненная Ансиодолла, самая любимая из 90 жен шаха, (она есть выше) в европейском платье.
Из шахского гарема мода на шалитех умудрилась выбраться на волю, и в некоторых домах женщины тоже надевали короткие юбки, а в ателье Севрюгина снимались даже с непокрытой головой.
Насер эд-Дин Шах хранил фотографии в обтянутых атласом альбомах в своём дворце Голестан (ныне музей). Это уникальное и экстраординарное собрание, которое хранится в пуленепробиваемой и устойчивой к землетрясениям комнате дворца, насчитывает около 50 тысяч единиц хранения, к которым имеют доступ только исследователи и иногда журналисты. Около 50 работ неважного качества экспонируются на первом этаже музея. Работам Севрюгина повезло больше - они находятся в разных собраниях и более доступны. Экстраординарность фотографий заключается в том, что в середине XIX века по шиитским законам считалось недозволительным фотографировать лица людей (тем более женщин), и возможно это было лишь потому что, закон нарушал самый могущественный в стране человек - шах, и мусульманские священники не могли ему противостоять.
Насер эд-Дин Шах ввел так же моду на документальную фотографию, требуя, чтобы были запечатлены его путешествия, дворцовые церемонии, он посылал фотографов снимать военные действия, архитектуру и исторические места и обязал местных правителей присылать ему фотографии вместе со своими докладами. Снимки часто подписывались и сортировались по категориям.
Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея. Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.
Стандарт красоты среди элиты и высших слоёв, в течение эпохи Каджаров (1796-1925), весьма любопытен. Рост волос на лице - брови, усы - были столь привлекательны, что подкрашивались тушью. Гендерные различия были едва различимы. В основном - по головным уборам. При этом, также ценились молодые безусые юноши с тонкими талиями.
В собрании Голестана есть даже фотографии обнаженных женщин, которые надежно заперты в кабинете с 1979 г., когда в Иране произошла Исламская революция.
Что хочу сказать, сказка "Тысяча и одна ночь" для меня теперь триллер.