Про домашнюю школу

Feb 29, 2016 11:04




Хочу записать про нашe домашнее образование.
Причем даже не про то, какое оно выходит для Оси, а про то - каким оно оказалось для меня.

Я не знаю, какой бы я была мамой Осе-школьнику, как бы реагировала, как бы помогала с уроками. Конечно, хочется надеяться, что была бы такой понимающей, терпеливой и не обращающей внимание на то, как все записано в тетрадках. Но вот как мама хоумскулера я совершенно не на высоте. Иногда мне кажется, что нет никакого прогресса, особенно, когда дело доходит до прописей. Иногда хочется утром не вставать из кровати при мысли, что надо идти заниматься. Иногда ужасно жалко свое время, которое хочется тратить как-то по-другому. А иногда - все вместе.
При этом самое смешное, что дело совершенно не в Осе, дело во мне. Ося как раз относится к той группе детей, которые могут учиться у родителей, и его этот процесс не раздражает. Да, он, конечно, часто ворчит о том, как ему надоели прописи, и бывает, ноет и препирается, и пытается сократить задания и выторговать себе какой-нибудь бонус, но это все мелочи по сравнению с тем, как мне трудно задвигать в себе ожидание идеального во всем, что мы делаем вместе. Когда я вижу в инстаграме, каким почерком пишут Осины ровесники, мне хочется застрелиться, вот честно. И я тогда звоню своей драгоценной и любимой подружке и долго жалуюсь, а она мне рассказывает в ответ, как учитель у ее ребенка не умеет разбирать слова по составу. Легче не становится, но желание пойти порвать все, что лежит на столе, отступает.

В общем, как оказалось, я совершенно не хочу быть мамой хоумскулера. Мне очень многое скучно, и при этом сложно побеждать свой перфекционизм. И сложно отслеживать, когда он разворачивается внутри меня, и я не вижу границ, где остановиться и передохнуть.

Но когда это все недовольство уходит, когда я просто, безо всяких эмоций пытаюсь увидеть прогресс - я вижу, что он есть, не только в том, как Ося читает или пишет, но и в том, как я реагирую, как отпускаю неважное и, главное, как я учусь видеть это неважное. Ну и конечно, как только я минимально соприкасаюсь с местными школами, я думаю, что наше решение было правильным, и что было бы очень грустно, если бы Осин школьный опыт был таким унылым, как у его друзей из детского сада. Например, когда я слышу, что в местной школе никому во втором классе не ставят отличных оценок, потому что по определению дети на "отлично" не знают, мне становится ужасно-ужасно уныло. Ну не ставьте тогда вообще отметки, зачем эти оговорки и искуственное создание зацикленности на оценках? Как сказал один 12-летний мальчик, с которым я пыталась позаниматься английским: "Кто ж ее любит, эту школу.." В общем, если у вас хорошая школа, и ребенок радуется по утрам, когда туда идет, то вам очень-очень повезло :)

Вторая моя сложность после желания все делать правильно (и она как раз связано с первой) - в том, что у меня нет программы. Вот как ни парадоксально! Наша школа программу дать не может, потому что у нее нет больше ни одного ребенка на ДО, и они не понимают, что и как с нами делать. Русская программа меня смущает: мы не собираемся жить в России в ближайшее время, а значит, нам не надо там аттестовываться, и в таком случае непонятно, зачем грузить Осю всякими вещами, которые мы с Денисом считаем бесполезными - например, фонетика в первом классе. И казалось бы - ну и отлично: занимайся тогда чем угодно! И вот тут начнается мой личный кошмар - где границы того, что я должна с ним учить? Вот если мы сегодня поговорили условно про А и Б, то достаточно ли этого? Или надо было еще про В и Г? А вот если хочется про А и В глубоко, а про Б вообще пропустить. Ну и так далее. Оказалось, что лично мне очень тяжело, когда я не ощущаю рамок вокруг. Да, я могу отложить все дела, сесть и придумать программу: что и как и в какой последовательности нам учить, но мне очень скучно это делать! А мне не хочется тратить свое время на скучное. У меня интересные проекты, я думаю про новые книги, а не про то, какими квадратиками что закрашивать. И вот этот момент меня фрустрирует страшно.
Я очень хорошо понимаю, как учиться дома, когда перед тобой лежит стопка учебников. И в интересных ребенку местах можно копнуть поглубже, а неинтересные пройти по верхам. Но вот как быть с базовыми вещами, и где граница этих базовых вещей...

Третья моя сложность и главный страх - это наши с Осей отношения. Весь негатив, который у нас возникает на занятии, переносится на меня. Грубо говоря, это не учительница плохая, что заставляет писать все эти крючочки, а я не хочу, - это мама плохая.
Сейчас мне кажется, что есть две большие разницы между ситуацией, когда ребенок выполняет домашнее задание абы как, и мама в это не вмешивается, или ситуацией, когда я прошу сесть и пописать прописи, а Ося сначала сопротивляется, а потом пишет абы как. И злится при этом на меня. Потому что ему трудно и скучно писать прописи. И я его понимаю - это невыносимо скучно, но несмотря на всю мою фантазию, я не вижу способа, как это сделать чуть интересным. И тут сразу несколько важных моментов: во-первых, я перфекционист с очень хорошим почерком. Во-вторых, вряд ли мы будем и дальше учить Осю дома. Как только мы переезжаем в новую страну - ему нужно идти в школу, чтобы учить язык. И если с первым пунктом я могу бороться тем, что выхожу из комнаты и не присутствую, когда он пишет, а потом просто хвалю и говорю, что он хорошо поработал, независимо от того, насколько кривые буквы он выдает, то второй пункт меня очень ограничивает. Непонятно, что там с аттестацией в конце года, непонятно, где мы будет осенью, но в любом случае, Осе надо уметь писать.
В общем, это были разные мои мысли, а теперь конкретика про наши занятия.
Обычно наша жизнь устроена так: утром Ося просыпается раньше меня, и либо чем-то занят с Денисом, либо играет сам и ждет, когда я проснусь. После моего завтрака мы садимся заниматься и занимаемся где-то часа два или чуть больше. Он каждый день читает, пишет прописи, занимается математикой, а все остальное как-то варьируется день ото дня.

Математика: Ося прошел материал первого класса на сайте "Математика дома", с удовольствием делает задания в Жениной тетради, сейчас мы с ним занимаемся у Юли на семинаре по быстросчету, и они еще отдельно занимаются с Денисом, решают задачи из питерского кружка и что-то еще. Я рада, что у Оси нет ощущения, что математика - это скучно. На прошлой неделе вот решали с ним задачки из Кенгуру какого-то там года - все получается, правда, если задание длинное, то Ося теряет нить вопроса.
Интересно, что всякие пространственные задачки он решает раза в два быстрее меня. Я не могу ничего представлять себе в голове, помню, как я мучалась на черчении с какими-то невидимыми линиями и гранями. У Оси, слава Богу, другие мозги, и он легко справляется со всякими такими вещами.
Вот у меня есть пара стареньких фотографий - мы играем в игры, которые предлагает Юля на семинаре.







Чтение. Ося читает каждый день, по нескольку раз, но только после моей просьбы. Если книга ему особенно нравится, то он читает даже больше отведенного времени, чаще всего - дочитывает до конца всю книгу. Так было, например, со Шмяком. "Сашу и Машу" ему читать скучно, хотя там идеальная лексика. Из последнего, что помню, он прочел "Пирата, который украл море": Ося ее любит и с удовольствием читал, но все время спотыкался о трудные слова, "Петю Рыжика на Луне" http://www.labirint.ru/books/476196/ - вроде и буквы большие и текста немного, но читалось трудно, хотя Ося не отказывался.



Еще читал про Мимбо-Джимбо, Криктора, Хрюллопсов, "Филин дома", "Шустрик и Тишка", про Шмяка, Лизелотту и Котобой. Сейчас читает про свинку Милу - у меня случайно нашлось в пдф, удобно.

Хочу ему распечатать про неандертальского мальчика - в сети вроде есть пара книг, и напомнить про "Гигантскую грушу".
Пока делала последний заказ на лабиринте - замучалась. Понимаю, что многие книжки на один раз, но Осю очень радует, когда книга, скажем так, ему по размеру. Сидела думала-думала, заказывать ли еще Шмяка, в котором чтения на полчаса... В итоге решила, что обойдемся. Заказала Даля, Инноченти, про Папенбург, "Когда папа приходит поздно" и что-то еще, уже не помню.











Поначалу Осе очень нравился мой метод, когда я переводила книжки сама, но сейчас это не имеет смысла. Ося стал читать быстрее, и книжки с одной строчкой на странице мне переводить невыгодно - я потрачу кучу времени, а Ося прочтет ее за 5 минут. А если в книге большой текст, то он уже не помещается, если его самому писать печатными буквами.

По-итальянски на данный момент он читает чуть-чуть хуже, чем по-русски, но дело в практике. Читает как раз книги из тех серий, которые я ему переводила - где несколько строк на странице и много картинок. Много листает комиксов на обоих языках и читает там то, что его заинтересует, и это как раз делает добровольно в течение всего дня. Жаль, что про Тинтина ему мелковато.

Прописи. В прошлом году Ося писал только печатными буквами, начинал с букв, которые давались большим трудом, и к Новому году у него был большой прогресс. В этом году с конца января начали с ним учиться писать курсивом, сначала всякие крючочки, в феврале потихоньку - буквы. Осе нравится, что у букв повторяются элементы, что они все соединяются, как конструктор, и я надеюсь, что сейчас этот интерес как-то перевесит скуку.

Я распечатываю листы отсюда - http://nekin.info/e24.htm и потом буду там же создавать какие-нибудь смешные тексты. Видела прописи Ники Дубровской, но Ося не любит монстров и ему не нравятся там картинки, и к тому же там нет косых линеек (почему?), так что нам они мимо.



Это основное, теперь про дополнительное.
В какой-то момент Ося заинтересовался программированием, и они с Денисом изучали книгу "Программирование для детей" и даже придумали свою игру. Мне очень понравилось, как и что они делали, надо им напомнить, чтобы они снова вернулись к таким занятиям. А вот тут игра, которую Ося придумал:

https://scratch.mit.edu/projects/94377330/



Несколько раз в неделю Ося с Денисом занимаются итальянским. Читают, пишут, разговоривают, занимаются по школьному учебнику первого класса, который нам удачно одолжила Осина подружка-второклассница.
Еще мы продолжаем читать про Марко Поло из моего огромного семинара (он, кстати, снова начинается, через две недели, и теперь можно купить читательский доступ, но я про это еще отдельно напишу). Вот тут Осин коврик и карта путешествия Марко Поло.




Часто "уходим в сторону" и обсуждаем/смотрим разные интересные вещи, до которых на семинаре у меня руки не дошли. Недавно, например, много читали про бамбук, а потом очень удачно нашли его на прогулке и притащили домой. Сейчас мы уже в Китае, собираемся делать бумагу. Еще из последнего - много говорили про краски, смотрели ролики о том, как их делают, после того как в семинаре прочли про лазурит из Бадахшана. Света kuzdra там же рассказывала про "ультрамариновую болезнь", Осе было очень интересно.
А потом Ося делал свои краски: жалко только, что у нас не было сухой пастели, чтобы растереть, так что он растирал старую акварель камнями, потом добавлял желток и в итоге нарисовал верблюда в пустыни своей краской.






















Видно здесь нашего гостя за окном?







Осе нравится готовить, причем не просто так, а по рецепту. У нас есть смешная итальянская книжка, а еще он пару раз готовил из "Чудим-едим".




Осе нужно все прочитать, понять, каких продуктов не хватает, сходить в магазин под домом, купить это, а потом самому все смешать и приготовить. Оладьи и блины получились отлично, а дальше все застопорилось, потому что я, когда эту книжку заказывала, не подумала, что там основные рецепты для людей с духовкой. У нас ее нет, поэтому вся выпечка - это, собственно, блины и оладьи. Поизучав ассортимент "Лабиринта" я заказала вот эту книжку, чтобы Ося мог готовить еду и не только сладкую, без духовки, посмотрим, как пойдет.


Ося, по-прежнему, ходит на борьбу два раза в неделю, занимается плаванием, в прошлом году у него еще была глина, в этом - по-моему, они не смогли собрать желающих. Продолжает заниматся психомоторикой - просто потому, что это еще один повод говорить на итальянском и общаться с детьми. Раз в неделю он занимается на лошади, Ося ездит туда с радостью, так что мы довольны. К тому же там повился друг - русский мальчик Кирилл.
Последний раз чудесно сходили с Денисом в кафе, пока Ося занимался, а по дороге в кафе любовались на стадо овец.










В свободное время бесконечно играет с лего и слушает аудиосказки - стал очень много строить своего, соединяет лего с каплой, разыгрывая разные сцены. Вот засняла последнее, сегодня уже рухнула, а так - несколько дней стояла - Звезда смерти.







В общем, возвращаясь ко мне: я люблю читать позитивные посты про то, как прекрасно дети учатся дома и как они довольны, и как все складывается, но мне такого поста не написать. Конечно, все складывается, но лично для меня домашнее образование - это тяжелый и сложный опыт. Очень интересно было слушать вебинары от "Семейного образования", хотя я до последнего была уверена, что не буду регистрироваться, потому что мне все время хочется сказать себе, что все это не имеет ко мне никакого отношения. Но вебинары, помимо того, что там масса всего просто полезного и есть над чем подумать, дают ощущение, что я не одна во всем этом процессе. Потому что трудно, когда нет единомышленников и не с кем обсуждать какие-то еженедельные наблюдения. А с Денисом хочется говорить про что-то еще, помимо Осиной школы.
Как-то длинно получилось...

повод поиграть, Ося от семи до восьми, домашняя школа

Previous post Next post
Up