Aug 26, 2008 16:18
Хочу поделиться прочитанным
Исигуро Кадзуо
Там где в дымке холмы, Художник зыбкого мира, Остаток дня
Я люблю японскую литературу. Поэтому беру любого автора. Что-то нравится, что- то нет. Но Исигуро теперь стоит у меня особняком.
Начать с того что японские и авторы и художники в большинстве своем(на мой взгляд) - импрессионисты. Они передают впечатление. Не у всех конечно получается... И все же... Исигуро - импрессионист с большой буквы. У него нет как таковых историй. Вернее есть, но только то что его герои сами желают рассказать. Иногда хочется узнать всю историю с начала и до конца - интересно. Но нет, есть середина, то что происходит сейчас. Все остальное - впечатления. Я не могу сказать с чего началось или чем кончится - конкретно, но есть ощущение, впечатление(желание может быть) что все будет или было именно так. Наверно благодаря этому каждый читающий получит о книге свое мнение, у каждого будет своя история...
"Там где в дымке холмы" и "Художник зыбкого мира" - впечатления о послевоенной Японии. Автору удается не рассказывая о Японии как таковой рассказать о ней очень многое через поступки, мысли героев, через события происходящие с ними. Япония вместе с той войной потеряла очень многое. И не только в материальном смысле. Война обрушила колосса стоявшего веками - традиции. Она расколола страну надвое. Старшее поколение - чтящее традиции, живущее по ним, гордящееся историей. И молодое - потерявшее веру во все кроме самих себя, осуждающее все то что делало старшее и как жило. Отвергающее кодекс бусидо, ранжированность, консерватизм, безумный патриотизм. Не желающее чтобы кто-то или что-то решали за них - как жить и как умирать.Они обвиняли старшее поколение, правительство(страшный проступок) в том что они развязали никому не нужную войну на которой погибло столько блестящих, достойных молодых людей. Многие из старшего поколения не могли принять "новый мир" или не хотели. Поэтому добровольно уходили из жизни. Некоторые мечтали вернуть "старый строй", пытались устраивать перевороты...(все мы помним Мисиму и чем это для него кончилось, вернее как он это закончил). Остальные пытались с этим жить и мириться однако так же бесплодно. Огромная, непробиваемая стена разгородила поколения... прервала связь. Именно об этом и пишет Кадзуо рассказывая истории своих героев. В этих книгах нет ветеранов той войны, есть только люди пытающиеся жить в этом мире. Нет ужасов, нет патриотизма. Да и того о чем я сейчас рассказала тоже как будто нет... есть дымка окружающая героев, рисующая картины зыбкого мира - уже не возвратимого прошлого и еще такого неясного будущего.
"Остаток дня" - "кодекс бусидо" английского дворецкого. Герой произведения - образцовый английский дворецкий. Даже слишком образцовый... Образы Дживса и Бэриморра гротескно увеличены и слиты в одно. Стивенс - Дворецкий(именно Дворецкий). Вся его жизнь была посвящена служению хозяину - Лорду Дарлингтону. И это не пустые слова, а именно - вся жизнь, помыслы, поступки, ВСЕ абсолютно было принесено на алтарь этому служению... И вот хозяин умирает, и в поместье новый хозяин - американец.У него более демократическое отношение к слугам, он шутит, советуется. И это становится для Стивенса испытанием. Он не может решить для себя дилемму - как отвечать на шутки - тоже шутить? Но он этого не умеет, пытаясь шутить он ставит себя в неловкое положение(и хозяин остается им не доволен - по его мнению). А советовать хозяину хоть что-то - вообще нонсенс! Слуга в понимании Стивенса - почти предмет мебели, незаметный но незаменимый. Для него главное - чтобы хозяину было хорошо и комфортно. И вот, раздираемый противоречиями, он отправляется в путешествие по Англии - новый хозяин узнав что за все 50 лет Стивенс фактически ни разу не покидал поместья предлагает ему машину и оплаченный бензин. В дороге Стивенс размышляет о роли дворецкого, о понимании понятия "великий"дворецкий", об особенностях и качествах необходимых дворецкому. И незаметно для себя приходит к выводу что пик его карьеры прошел, что уже ничего великого, того о чем будут вспоминать следующие поколения дворецких - не совершит. Что собственно жизнь его кончилась вместе со смертью его предидущего хозяина. Он одинок, пора великих свершений прошла и все что ему остается - доживать старость и пытаться научиться шутить, для чего он тренируется по нескольку часов в день и штудирует собрания шуток. Вот казалось бы и все... Но автор, на последних страницах, всего лишь одним абзацем дает надежду своему герою. А слова "остаток дня" - открывают второе дыхание не только у героя но и у читателя.
Книгокритик