Выборы как бизнес-проект

Sep 01, 2014 11:01

Изначально писал для линкд-ина, но мало ли кому-то здесь тоже интересна тема выборов :)

Выборы как бизнес-проект

Скоро выборы в Мосгордуму. Эти выборы в МГД и не так давно прошедшие мэрские выборы примечательны тем, что на них впервые появились политики, которые смотрят на выборы как на бизнес-проект. На прошлых выборах таким кандидатом был Алексей Навальный, а на этих это Макс Кац.
Их отличительная черты - это краудфандинговое финансирование кампаний, финансовая прозрачность и то, что кампании имеют четкий бизнес-план и критерии эффективности.

Такие кампании - это не только новое в российской политике, но и источник интересной информации.

Давайте посмотрим на бизнес-аспекты кампании Максима Каца.

Сколько стоит кампания кандидата в МГД?

Изначально заявленный бюджет кампании Каца - 10 миллионов рублей, фактически собралось 6,2. Из них надо вычесть 2,5 миллиона, потраченные на сбор подписей для выдвижения. Это ~ 25% от ожидаемого бюджета на агитацию (и 50% всех денег собранных и потраченных на агитацию в настоящий момент) - быть независимым политиком недешево. Интересный бенчмарк: ближайший соперник Максима, кандидат от партии власти Сорока, собрал 19,5 млн. пожертвованиями от организаций суммами по 500К.

Из этих цифр понятно, что кресло в МГД стоит ~10-20 млн. руб, при том, что зарплату будут получать не все члены МГД нового созыва. Это говорит нам о том, что кандидаты несут ответственность в первую очередь перед своими спонсорами, а не избирателями. Т.е. хочешь подотчетности депутата - проспонсируй его кампанию.

Куда идут собранные на кампанию деньги?

Необходимые на последние 2 недели деньги планируется потратить так:



Интересные цифры и факты:

·         Затраты на штаб (читай на управление проектом) - 10% от бюджета - всё как в учебнике или стандартном бенчмарке.
·         4% на социологию (читай обратную связь от пользователей) новая для меня цифра, её обычно выделить довольно сложно.
·         Максим сам агитирует избирателей, катаясь на самокате по району, - в среднем один избиратель встречается раз в 100 метров. Инфографика на эту тему есть здесь: http://maxkatz.livejournal.com/305107.html

Сколько стоит один голос?

Рейтинг Максима вырос с 6% до 18% за 4 недели. За это время было собрано (и потрачено) 3 млн. 1% рейтинга обходится примерно в 250К руб. Всего в округе 150К человек. Итого стоимость одного избирателя 180 рублей. Это сверхэффективно: даже если предположить, что придет только каждый четвертый (т.е. явка 25%), стоимость "продажи" получится меньше 1К рублей. Например, коммерческий банк тратит на привлечение нового клиента для потребкредита примерно ~5К рублей.
А вот еще пара цифр для сравнения: средняя стоимость перехода потенциального клиента по баннеру в интернете - 10-20 рублейпри конверсии в активного клиента 1,5%-3%. Итого стоимость привлечения активного клиента для онлайна колеблется между 300-600 рублями (а онлайн обычно в разы дешевле "оффлайна").

Предварительное планирование и оценка конверсии избирателей для интересующихся тут: http://maxkatz.livejournal.com/291732.html

"Бренд" как конкурентное преимущество

Таких хороших показателей получается добиваться в первую очередь за счет наличия живых сторонников и волонтеров, готовых агитировать на улице. Агитатор Максима штатно зарабатывает в день порядка 3К рублей, это 60К в месяц. Средняя зарплата "промика" в Москве согласно hh.ru 25-35К рублей, но разница с лихвой окупается качеством агитации (как мы могли видеть из цифр выше).

Также эффективность агитации существенно повышают два факта:

·         наличие конструктивной программы и реальных предложений по улучшению города - фактически агитационная точка представляет собой выставку предлагаемых проектов по улучшению городов (пример можно посмотреть здесь: http://zyalt.livejournal.com/1140130.html)
·         наличие реально завершенных дел, и живой организации по улучшению городов - фонда "Городские проекты" (http://city4people.ru), и опыта работы муниципальным депутатом.

Выборы в МГД пройдут уже через две недели и фактически сейчас мы наблюдаем соревнование эффективных команды и бренда с одной стороны и двойного финансового ресурса с другой (а если учесть традиционный "админресурс", то можно говорить о тройном или четверном бюджете оппонента). Тем интереснее будет следить за последними двумя неделями агитации и финальным результатом голосования.

В настоящий момент для финального рывка собрано 1,5 млн. руб. из необходимых 5 млн. руб., оставшиеся 3,5 надо собрать на ближайшей неделе.

Перевести через Яндекс-деньги (работает только для идентифицированных пользователей):



Перевести через банк-клиент (работает для всех):
[Реквизиты и инструкция...]
Банк получателя: ОАО Сбербанк России, г. Москва

БИК 044525225
Расч. счёт №40810810538000090277
Кор.счёт №30101810400000000225
ИНН (указывается банка) 7707083893
КПП (указывается банка) 775003035
№ филиала банка, где был открыт - 9038/01829

Получатель: Кац Максим Евгеньевич

В назначении платежа обязательно нужно написать:
слова «Добровольное пожертвование в фонд кандидата»
ваши ФИО,
вашу дату рождения
слова «гражданство РФ»
ваш адрес (по прописке с указанием региона РФ)
серию и номер паспорта

Назначение платежа очень важно: если неправильно указать, придётся возвращать.
Пример заполнения назначения платежа:
Добровольное пожертвование в избирательный фонд кандидата, Иванов Иван Иванович, 01.12.1981, гражданство РФ, Москва, ул. Тверская дом 1 кв 26, паспорт 4509 337812

Если не влезает в форму, можно сокращать. Типа:
Добровольное пожертвование Иванов Иван Иванович 01.12.1981 гр РФ Москва Тверская 1-26 п 4509337812

Переслать деньги можно из любого банка через интернет-банкинг, переводом или в отделении Сбербанка. В отделении могут сначала долго не понимать что происходит и спрашивать, какое же я лицо, физическое или юридическое (на самом деле ни то, ни другое), через какое-то время разберутся, если не поддасться на их уговоры уйти :)

Максимальная сумма пожертвования от одного человека - 100,000 рублей.



Инструкции для интернет-банков:
[Сбербанк]1. Входим в интернет-банк. Далее идем в "Платежи и переводы". Выбираем перевод клиенту Сбербанка.


2. Далее:
а) Перевод на счет в Сбербанке
б) Номер счета - 40810810538000090277
в) ФИО - Кац Максим Евгеньевич
г) Далее вводим БИК - 044525225, остальные данные появляются автоматически.
д) Важно! Выбираем сберегательный счет. С карточного счета нельзя пожертвовать
е) Выбираем счет списания и сумму
ж) ВАЖНО! Назначение платежа (пример) - Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е. Иванов Петр Сергеевич, пасп 4511 825285 д/р 01.02.1985 г Москва,Уральская,48-4-1,Гражд. РФ
(Тут обязательно должно быть указаны "Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е.", ФИО - полностью, серия и номер паспорта, дата рождения, адрес регистрации (Если вы зарегистрированы не в Москве, то обязательно указывайте регион), должно быть указание гражданства РФ))


3. Жмем "Перевести", подтверждаем кодом из смс и готово.


[Альфа-Банк]1. Входим в интернет-банк (Альфа-клик). Далее идем в переводы.


2. Выбираем перевод в другой банк.


3. Выбираем счет, с которого будете жертвовать.
Вводим:
Получатель: Кац Максим Евгеньевич
БИК 044525225
ИНН (указывается банка) - 7707083893
Номер счета - №40810810538000090277
В конце указываем сумму и назначение платежа.
ВАЖНО! Назначение платежа (пример) - Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е. Иванов Петр Сергеевич, пасп 4511 825285 д/р 01.02.1985 г Москва,Уральская,48-4-1,Гражд. РФ
(Тут обязательно должно быть указаны "Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е.", ФИО - полностью, серия и номер паспорта, дата рождения, адрес регистрации (Если вы зарегистрированы не в Москве, то обязательно указывайте регион), должно быть указание гражданства РФ))




[ТКС (Тинькофф) банк]1. Входим в интернет-банк. Далее идем в "Платежи и переводы". Выбираем перевод третьему лицу в другой банк.


2. Вводим:
а) БИК Сбербанка - 044525225
б) Номер счета - 40810810538000090277
в) ФИО - Кац Максим Евгеньевич
г) ВАЖНО! Назначение платежа (пример) - Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е. Иванов Петр Сергеевич, пасп 4511 825285 д/р 01.02.1985 г Москва,Уральская,48-4-1,Гражд. РФ
(Тут обязательно должно быть указаны "Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е.", ФИО - полностью, серия и номер паспорта, дата рождения, адрес регистрации (Если вы зарегистрированы не в Москве, то обязательно указывайте регион), должно быть указание гражданства РФ))


3. Вводим сумму, подтверждаем кодом из смс и готово.


[Райффайзен]1. Заходим в онлайн-банк. Выбираем там рублёвые переводы.


2. В переводах выбираем нужный счёт (если он один, подставится автоматически) и сумму, которую будем переводить.


3. В поле "банк бенефициара" вводим БИК 044525225, по кнопке "проверить БИК" подтягивается информация о банке (название и корр счёт).


4. В поле "бенефициар" выбираем в переключалке физическое лицо, заполняем ФИО получателя - Кац Максим Евгеньевич, переключалку "резидент РФ", счёт номер 40810810538000090277, обязательно указываем развёрнутый комментарий к платежу.
Например, Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е. Иванов Петр Сергеевич, пасп 4511 825285 д/р 01.02.1985 г Москва,Уральская,48-4-1,Гражд. РФ
(Тут обязательно должно быть указаны "Добр.пожертв.в изб.фонд канд.Каца М.Е.", ФИО - полностью, серия и номер паспорта, дата рождения, адрес регистрации (Если вы зарегистрированы не в Москве, то обязательно указывайте регион), должно быть указание гражданства РФ))


Previous post Next post
Up