Васкс Credo для симфонического оркестра
Стравинский Симфония псалмов для хора и оркестра
Онеггер Симфония №3 "Литургическая"
Продолжая тему взаимоотношений Бога и человека, поднятую в Мессе, набор сегодняшних произведений был направлен на более масштабное прорабатывание этого хрупкого духовного баланса. Концерту предшествовала лекция-рассказ Сергея Коробейникова, как обычно наполненная точно подмеченными подробностями и другими интересностями, вооружившими и воодушевившими нас, слушателей.
Credo или Символ веры Петериса Васкса, написанный лишь 3 года назад, легкое романтическое произведение, которым композитор хотел противостоять беспорядку, творящемуся в современном мире, в двух словах... Прекрасное для слуха, проникновенное, легкое, мелодичное произведение. Для меня лично, если можно вставить свои 5 копеек, показалась вторая "вагнеровская" кульминация чересчур напыщенной, помпезной, перерастающий в какой-то эстрадный оркестр... Вот, простите, но такое создалось впечатление. Абстрагируясь от этого, все остальное было проникновенно и воздушно. Новое и очень достойное, мы всей компанией посчитали, творение.Объяснение в любви и верности человека Богу.
Симфония Псалмов Стравинского была неожиданно, хотя наверное уже нужно этого ожидать, самой трудной для восприятия в программе вечера. Мне думалось, что страшная послевоенная симфония Онеггера будет более тяжелой для принятия. Однако, Стравинский поразил и удивил как всегда. Как говорил Коробейников, он создал здесь все нарастающий контраст между текстами Псалмов, выражающих упование, уверенность и поклонение Богу, и музыкой под знаком вопроса, сомнения, неуверенности, метаний... И только заключительнаямажорная coda проиносит примирение Бога и человека. Интересен набор инструментов в оркестре, Стравинский убрал наиболее эмоциональные скрипки, альты и кларнеты. Зато их место заняли 2 рояля и 2 хора - смешанный взрослый и детский. Их звучание в симфонии было равноправным, облегченный оркестр играл, как и было задумано, спокойно, не вызывающе, ровно.
Завершал вечер Онеггер симфония № 3, названная литургической по названиям частей, данным композитором. Я ожидала действительно чего-то страшного, ведь написанная после возвращения композитора в послевоенный Париж симфония была как и выплеском его реакции, так и ответом на зверства войны. При прослушивании в записи эта энергетика не чувствуется. И еще хотелось увидеть "злого" дирижера :) Представлялось как бы этим произведением дирижировал Кароян или Гергиев... Сила и мощь, страшные колеса войны, марширующая бюрократическая машина - все это было впечатляюще! Пробрало, проняло, достало до тех глубин, до которых должно было. Нашествие... чувство неизбежности... потерянности... беспомощности... потом обвал... полная потеря надежды... но далее образ птицы как Святого Духа Божия (следует такая светлая coda) - это катарсис, очищение души от страданий. Это утопия Онеггера...
Автор оставил подробный комментарий своей музыки: «Я хотел в этом произведении выразить протест современного человека против нашествия варварства, тупости, страданий, против власти бюрократической машины, которые штурмуют нас уже столько лет. Я нарисовал... борьбу, которая происходит в сердце человека между слепыми давящими силами и стремлением к счастью, миру, божественному покою."
Моменты, напомнившие нам, что мы живем в России :) ... пыльные стулья оркестрантов, рояль с отпечатками пальцев вывозивших его на сцену ребят (как-то зарубежом получается пользоваться хлопковыми перчатками для этого), вольяжно развалившиеся флейтисты (видимо это самый циничный инструмент!), впопыхах мебельным степлером обтянутый черной тканью помост дирижера, волнистые розовые жабо из 70х годов на детях, отсутствие бумажных полотенец... а так вообще как в лучших дома Лондона и Парижа :)
Перлы от Софии: "вообще непонятно зачем этот дирижер нужен, ведь у них же все ноты перед глазами написаны!"