Оперный детям: Чайковский "Времена года"

Feb 10, 2013 15:10


П. Чайковский

«Времена года»
Оркестровка А. Гаука
Симфонический оркестр театра
Ведущий программы и дирижер
- Дипломант Международного конкурса дирижеров, дирижер и
художественный советник Латвийского национального симфонического
оркестра Андрис ВЕЦУМНИЕКС (Латвия).

Волшебно... Как сказочно звенел январь, переливались жаворонки марта, шумели волны в Баркароле июля, трубили медные охоту в сентябре, бежала тройка лошадок резвых в ноябре... Как красивы "характерные картинки" времен года в исполнении оркестра. Каким образом этот цикл ведет прекрасный дирижер из Латвии Андрис Вецумниекс остается загадкой. Но лучшего ведущего этой программы представить трудно - он с такой добротой и душевностью рассказывал о каждом месяце, что образы сами прилетали во время исполнения музыкального отрывка. Видимо учитель нашего главного дирижера Айнарса Рубикиса приехал по его просьбе, за что ему большое спасибо - угодили :)

Отличная идея делать введение перед каждым музыкальным отрывком. Что бы еще помогло детскому восприятию: видеоряд (то есть просто одна характерная картинка, как в филармонии), чуть-чуть интерактива, если не боитесь (Сейчас мы послушаем произведение под названием времена года. А год, как известно, состоит из чего? - все радостно кричат 12 месяцев) - чуть-ть интерактива и внимание детей уже полностью включено на ведущего, вдруг он еще что-то спросит. И еще когда представляли инструменты - это замечательно, ведь многие мы не видим из зала, но хотелось чтобы их поднимали повыше, чтобы было видно, и чтобы хоть одну ноту они издали при представлении - дети же не знают как звучит каждый инструмент и не могут различить его голос в оркестре. А еще можно делать наоборот, перед отрывком говорит - "сейчас будет играть гобой (он встает, издает ноту), давайте будем внимательно слушать его голос в следующем отрывке." В филармонии также делают викторину - с програмкой дается листочек с вопросами по происходящему на сцене, с загадками и тп, правда там еще есть продолжение - на следующем концерте все кто правильно ответил получают приз (но на самом деле можно и без приза, самого участия достаточно для развития внимательного слушания). Ну, вот my wisdom for the day :)



Мои два пряника, Кира (5 лет) и Таня (5 лет, но инвалид) слушали почти все время, с каждым концертом становится немного легче. Кире под веселые отрывки хотелось плясать (в филармонии на это не фыркают :) ), приходилось взывать к нормам приличия. Нашептывание образов, которые вложил в пьесу композитор, помогало спокойному восприятию. А вообще все это походит на укрощение детей под музыку, до трех лет вообще не стоит экспериментировать. После в фойе ущемленная энергия нашла свой выход в игре в салочки. Кира увидев роспись на стене фойе со сценой из балета "Лебединое озеро" закричала победным голосом штангиста "Я знаю что это такое - это ГУСИ-Лебеди!" На сим наше культурное образование на сегодня завершилось :)

Без цветов, конечно, не обошлось, Кира не понимает как можно ходить на концерт без букета - он просто жизненно необходим, Таня постеснялась выйти к сцене с Кирой дарить цветы. Да, и жалко, что зрителей было мало, да и рекламы никакой не было. Надо предложить в нашей музыкалке сходить классом на мартовский концерт (про который информации кроме как его названия тоже, к сожалению, нет...)

PS О своем учителе Андрисе ВЕЦУМНИЕКСЕ дирижер Айнарс Рубикис (из интервью на сайте): Третьим учителем, но не по авторитету, стал Андрис Вецумниекс. Мы до сих пор сохраняем теплые дружеские отношения, хотя сначала было непросто. Первые два с половиной года я шел домой с единственной мыслью - прийти назавтра и забрать свои документы. Андрис все время указывал на то, что я не умел, что мне не удавалось. Это был в хорошем смысле террор, который закончился на третьем году золотыми словами: «Довольно хорошо». Андрис сказал, что научил меня всему и больше не может мне дать ничего. Это стало для меня большим сюрпризом. Четыре года нас связывали исключительно профессиональные отношения - отношения учителя и студента, а после экзаменационного концерта я впервые увидел, как Андрис волнуется за меня, - и это был поворот в наших отношениях. Мы стали очень хорошими друзьями, которые на досуге могут поговорить о хоккее, футболе, машинах, женщинах. Обо всем.

PPS Интересно было наблюдать со стороны насколько ученик копирует учителя, но показалось, что все-таки не так уж много, у Рубикиса свой собственный стиль дирижирования.

О цикле http://opera-novosibirsk.ru/news/index.php?rnw:e=4&rnw:id=1400

Театр оперы и балета, НГТОиБ, Вецумниекс, rubikis, Рубикис, Новосибирск

Previous post Next post
Up