День 5.
Все утро меня терзали муки по поводу того, что надо было если и не ехать совсем на север, то заблаговременно менять дислокацию как минимум на Петрозаводск. Потому что оказалось, что интересных мне достопримечательностей в южной Карелии совсем и не осталось. Так же на дворе был четверг, а в субботу предполагалось, что я доберусь до Ярославля, побываю на свадьбе у троюродного брата. Забегая вперед скажу, что ни на какой свадьбе я в итоге не побывал, но совесть все равно не позволила мне задерживаться тут, поэтому я решил, что это будет последний обзорный день, а назавтра - в пятницу - тронусь в Москву.
Из оставшегося небогатого выбора выбрал Тулмозерский чугуноплавильный завод и палеовулкан Гирвас. И поехал.
Завод встретил руинами. Хотя, чего еще можно ожидать от завода то ли конца 18го, то ли начала 19го века?
Но руины масштабные.
Очень интересна кладка. Часть стены кирпичная, часть - каменная. Не совсем понятно, зачем так, но тем не менее.
Все это скрыто местами в деревьях, что создает немного волшебную атмосферу.
Правда, раньше там было совсем все дикое. Видимо в этом или прошлом году какие-то энтузиасты решили немного облагородить местность. Траву скосили, продолжили дорожки, поставили информационные таблички, а где надо - предупреждения об опасности обвала стен и арок.
Типичная непонятная кладка.
Тут так и ждешь, что на постаменте в конце будет лежать какой-нибудь квестовый топор.
Завод занимает внушительную площадь.
Но, что интересно, он никогда нормально и не работал. Изначально построен был с неудачной конструкцией печи, потом пока перестраивали, пока решали разные вопросы... В общем, только зря камень извели.
Но местами он похож на руины какого-то средневекового замка.
И, честно говоря, совсем не жалею, что там побывал. Очень впечатляющее место.
Главное, что мне повезло разминуться со всеми людьми.
Вероятно, тут иногда проходят какие-то концерты или типа того. Может быть фестиваль какой-нибудь.
Но и без того - отличное место, чтобы побродить.
Да.
Ну а дальше была долгая дорога к Гирвасу. Где меня ждало огромное разочарование. К вулкану не подступиться - снимали какое-то кино. Судя по паре десятков массовки в красноармейской форме - про войну. Народу человек 200, рассредоточены по огромной плозади, что-то кричат, таскают, портят вид. Поэтому ограничился созерцанием старого русла реки Суна издалека.
Русло очень примечательно совершенно отвесными стенками и очень неровным каменным дном.
Довольно красиво, но люди испортили все настроение.
А потом была не менее долгая дорога обратно в Питкяранту.
Дороги, проходящие через скалы - особенно красивы в лучах заката.
Понимая, что в кафешку я не успеваю по времени, решил свернуть с дороги поужинать. И что бы вы думали? На забытой всеми отворотке с трассы - две братские могилы! И совершенно потрясающе подсвеченый лес. Идиллию нарушали только слепни, которых вообще в эту поездку было непомерно много.
А за этим поворотом уже ждала Питкяранта...
День 6.
А на утро я проснулся, собрался, уже был готов выходить из гостинички, как вдруг позвонил папа (они уже были в Ярославле, свадьба начиналась как раз) и сказал, что братец умудрился уже учудить и влететь в отбойник на машине. Стало понятно, что в любом случае надо ехать, чтобы если отцовская машина окажется не на ходу, то чтобы ее отправить эвакуатором, а их самих привезти обратно на себе. Поэтому уже не раздумывая позавтракал и почесал в Москву. Уже где-то в московской области вечером созвонились с братом, оказалось, что он всего лишь слегка наехал на отбойник, не расчитав торможение и ничего страшного нет - хотя подрамник передка на стапелях в итоге вытягивать пришлось, так что видимо он приуменьшил про "слегка". Но тем не менее, расслабившись, я понял, что нахрен мне не нужна никакая свадьба и всю субботу блаженно отсыпался.
Эпилог.
Что я могу сказать об этой поездке? Она неоднозначная. Из-за промахов в планировании, не лучшего самочувствия и внешних факторов - свадьбы - я не побывал там, где побывать намеревался. В определенном смысле это уравновесило поездку прошлого года, когда мы собирались покататься по карелии, а в итоге умотали на край земли. И как иллюстрация к фразу "что ни делается - все к лучшему", через примерно 2 тыщи километров после возвращения у меня рассыпался подшипник в помпе и я попал на некапитальный, но все равно влетевший в копеечку ремонт двигателя. А хорошо в том смысле, что поездка в мурманскую область удлиннила бы маршрут тыщи на 3 километров. А стоять с полностью обездвиженной машиной на трассе где-то в мурманской области или того хуже - в пердях каких-нибудь Хибин - очень и очень спорное удовольствие.
Хотя и обидно, что в этом году я не побывал на Рыбачьем, хотя очень хотелось. С другой стороны, карельский гештальт закрыт, теперь если и ехать на север - то уже до упора, не отвлекаясь.
А лето уже скоро и осатется только надеяться, что ничего моим планам не сможет помешать.