Наспоследок я решила написать про Непал, последние дни перед кремацией Шамара Ринпоче. Камеру за собой я таскаю почти все время, но совсем перестала ее доставать и делать снимки. Инстаграмм - да, время от времени, потому что телефон всегда под рукой, но что-то более серьезное - уже нет. Но тут что-то вдруг случилось и я сделала примерно десяток фотографий, которые сейчас и покажу.
В Калимпонге мы провели почти три недели. Три недели почти наедине с Ламами, Ринпоче и Кармапой. Пуджи с 6:30 утра, нескончаемый поток паломников, вечерами - призывание ламы издалека все вместе... Европейцев было едва ли десяток. Абсолютно особенное время, из которого не хотелось терять ни секунды, и поэтому мы все, кто имел такую возможность, купили себе билет на невозможно дорогой авиаперелет от непальской границы до Катманду.
Час полета на нем стоит $175. Для туристов, местные летают примерно в два-три раза дешевле. Может быть, и честно, если сравнить уровень доходов, но всеравно обидно. Про самолет шутили, что главное, чтобы педали ногами крутить не пришлось.
Или что летим мы на одной будда-природе.
Из аэропорта берем такси до Сваямбу. Про Непал и пальцы.
Одна из гомп Шарминуб, где проходят все церемонии. Это такой огромный контраст с крошечным уютным Калимпонгом! Сотни людей, и поэтому для порядка все разбито на зоны: сюда только монахи, сюда только иностранцы, сюда только випы, а вот сюда можно всем... В Калимпонге мы даже повадились ходить обедать с ринпоче и тулку в садике Кармапы, и хотя там был соответствующий знак, с пометкой lkz VVIP (very very important!) - всех было так мало, что никто не был против.
Уже стало понятно, что там в Калимпонге был самый настоящий ритрит, а тут так, туризм с поездками в Тамель на ужин, походами в кафе и прочими обычными радостями жизни и цивилизации. Вот и у голодных духов тоже пиршество.
Если раньше я не пропускала ни одной пуджи, то теперь мы приезжали в Шарминуб буквально на часок раз в день. Пока кудунг был в Бутане, а Кармапа - в Дели, и все было очень неопределено из-за непальских политических игр и бюрократии, то и всеравно было непонятно, что там делать. Но, тем не менее, приезжали. И как-то раз возвращались обратно в кузове грузовика с монахами. Галя веселилась.
Шура старалась не дышать на кольцевой дороге.
Грузовичок с палкой мерял проедет ли нормально машина с кудунгом под всеми этими нависающими ветками и гроздьями проводов. После всей неопределенности разрешение на въезд тела и последующую кремацию все-таки было дано. И на следующий день мы все ждали его много часов. Я почти весь день провела в гомпе, так вышло, а народ еще вместе с кудунгом обходил большую кору вокруг Сваямбу, говорят, это тоже был очень сильный экспириенс.
Красивое небо и вид с гомпы в день прибытия кудунга. А на следующий день приехал и сам Кармапа. И его тоже все терпеливо ждали много часов.
Кремация. Неотвратимое, неизбежное. Удивительные знакие, столб дыма, который по часовой стрелке поворачивался во все стороны света, птицы, облетавшие кору, солнце, которое выглядело как огромная луна (или это луна и была? в полдень?), полностью сгоревшая крыша над ступой - а нечего преграждать дорогу в Девачен, и не радуги, нет, целые радужные облака в небе на следующий день.
Сейчас его прах в этом храме, в будущем ритритном центре для монахов и лав в длительных ритритах.
А дальше мы с Галей переехали на Боду, которая совсем не изменилась за последние годы, только то, что вокруг нее: стало еще больше еще лучших кафе, ресторанов и магазинов.
Галя всегда как-то предпочитала жить на Сваямбу, а вот я останавливалась только на Боде, я же ее туда и затащила. В своем монастыре на Боде тогда был Беру Кхьенце Ринпоче, и мы весьма повадились ходить к нему в гости. Он был первым ламой, который благословил меня в Непале, до того я с ним раньше никак не сталкивалась: ни лекций, ни курсов, ни даже хоть какого посвящения. Видела его в Бодхгайе пару раз, умилялась сыну Джамгону Контрулу, который то был маленький, маленький, а потом раз - и вырос чуть ли не в два раза больше отца. Кто ж знал, что у нас с ним окажется такая прекрасная связь и он будет так добр ко мне, все объяснит, всему научит и даже, посмею сказать, возьмет в ученицы.
Он же мне и сказал, что раз уж Кармапа послал меня в Непал, то это только к нему или Шерабу Гьялцену, и традиционный трехлетний ритрит можно не делать, раз уж непонятно где и как. Можно делать все эти практики одну за другой отдельными ритритами. Также он мне сказал делать все очень традиционно со всеми аксессуарами, и поэтому я нарезала круги вокруг Боды, все эти штуки себе покупая.
А сейчас я в Парпинге и завтра начинаю трехмесячный ритрит. Уже второй в этом году. Если все получится, то половину этого года я проведу в ритрите, будет о чем написать в итогах и достижениях.
В завершение просто тетеньки на выезде из Парпинга и обычный для этого времени года дождь.