Вчера в музейчике трепалась (потому что лекцией это можно назвать только в страшном сне) про леонардесков. Не про всех, конечно, не в человеческих это силах, но довольно про многих. В какой-то момент обнаружила себя рекомендующей слушателям книгу Чарльза Николла, причём в форме "представьте себе, что Невзоров вдруг возлюбил Леонардо и со всей свойственной ему энергией начал рыть информацию".
Естественно за эту метафору мне немедля прилетело - в ночи подруга кинула ссылку на некое лондонское интервью с Невзоровым с комментарием: "он там на 20-й минуте гонит на Леонардо. Посмотри".
И я какого-то чёрта пошла смотреть. Причём строго на 20-ю минуту, так что о том, что кроме Леонардо он гнал и на Наполеона и на Бога узнала только из комментариев.
На Наполеона мне, если честно, начхать, к Богу у меня у самой есть ряд претензий, но про Леонардо я (в отличии от Невзорова) знаю довольно много. Достаточно много, чтобы сказать. что вот именно на двадцатой минуте этот типакокетливо мотающий ножкой сильно немолодой дядя говорит великолепную, развесистую, легко опровергаемую чушь. Причём такую богатую, что прям не знаешь, за какой клок хвататься - или за то, что механикой тогда занимались все кому не лень, или за то, что буквально в каждом приличном университете тогда крупнейшие спициалисты преподавали баллистику, или за то, что в витрувианском человеке нет ничего особенного - каждый художник тогда себе это рисовал, или за то, что ни одного действующего изобретения нет, или за то, что все записные книжки Леонардо были протрачены на триста лет. И это он ещё за картины не брался - так и сказал снисходительно - "рисовал какие-то милые картинки - но я в этом ничего не понимаю". Типа "во всём остальном-то я ого, как понимаю, а картинки, так и быть, дозволяю считать милыми".
Так что зря я Чарльза Николла Невзоровым обозвала.
Он Леонардо, по крайней мере, не завидует.
И если вдруг соберётесь его читать, то предупреждаю - как искусствовед он довольно-таки никак, но как он собирает документы... Кажется я никогда не видела такой прекрасной свалки документов по Леонардо в одном месте. А ещё он (большое счастье) не пишет "голосом влюблённой женщины". Знаете эту омерзительную манеру "великий гений-тонкая душа-жестокий мир" ? Биографы почему-то страсть как любят в ней писать. А тут как-то обошлось.
PS Ну и на десерт - некий отважный бритиш решился испытать леонардовский парашют. Безумство храбрых, конечно, но сработал как надо (ближе к земле мужик отцепляется от "вигвама" Леонардо и заканчивает снижение на обычном - чтобы этой конструкцией его не придавило. Как-никак сто кило весит - материалы для постройки брали аутентичные, разве что не тогнкий лён, а хлопок.
Click to view