прокнишки

Mar 04, 2015 00:01

Порекламирую-ка я хорошую книжку, которую вы вдруг ещё не читали (совершенно бескорыстно - корыстно я на неё уже писала рецензию в "Книжное обозрение").
Итак - скандинавский гадский гад (это я любя ) Ю. Несбё, роман "Сын":



Осенью, когда мне как раз надо было на него писать рецензию, я не успела взять свой экземпляр в редакции, потому что уезжала в Питер. Сошла с поезда в шесть утра, сонно добрела до "Буквоеда", села в тамошнем кафе, взяла кофе и открыла "Сына". А дальше только иногда вставала за ещё кофе - пока не дочитала.

А это будет эпиграф:

- Ты убивал людей?
- Да, но они все были плохими.
(фильм «Правдивая ложь»)

Поклонники Несбё знают - он - писатель жесткий, кровавый, не щадящий ни волков, ни агнцев, поэтому развлекательными его книги не назовешь.
Поклонники Несбё знают, что он - писатель удивительно нежный (отчего жестокость его текстов становится еще невыносимее).
Поклонники Несбе знают, что он - писатель, внимательный к деталям настолько, что книга порой вызывает ощущение просмотренного фильма.
В "Сыне" сволочной норвежец предельно эксплуатирует все эти свойства.
Хотя в остальном «Сын» довольно сильно отличается от привычного нам Несбё - для начала тем, что расследованием здесь занимается преступник, с каждым шагом утяжеляющий свой долг перед законом.
Причем речь идет не о чем-нибудь криминальном, но мирном, вроде похищения картин из частных коллекций (как, скажем, в «Охотнике за головами»). Главный герой «Сына» - убийца - решительный, безжалостный и совершенно неудержимый. В списке совершённого им будут: расстрел женщины (ее серьги он потом подарит своей возлюбленной), отравление при помощи распыленного наркотика, похищение, палец, отрезанный у полицейского и вновь убийство - с бойцовыми собаками в качестве оружия.
И при этом читая вы (скорее всего ) будете играть в его команде.

Образ обаятельного убийцы для литературы не новость - читатели исправно сочувствовали еще древнегреческим героям, резавшим направо и налево не только врагов, но и пап, мам, друзей, детей и любимых педагогов (впрочем, последние три позиции обычно истреблялись в приступе безумия). Потом свою лепту внесли далекие от пацифизма герои рыцарских романов и всевозможные благородные разбойники от Робина из Локсли до Дубровского. Потом в моду вошла психология, и мы научились проникаться к убийце определенной нежностью, даже если он не грабит богатых, чтобы раздать деньги бедным, а, к примеру убивает (и даже фрагментарно ест) неприятных и невежливых людей (особенно если в экранизации задействован Энтони Хопкинс или Каспар Улье ). Или, будучи матерым социопатом, реализует свою страсть к насилию казня убийц, как душка-Декстер.
В герое Несбё нет ни леденящего совершенства Ганнибала Лектора, ни внеморальной отстраненности Леона-киллера, ни завораживающей внутренней неправильности Декстера.

Во время своего первого появления он настолько аморфен, что на него почти не обращаешь внимание - просто некий экзотический персонаж второго или третьего плана, тихий торчок, которого заключенные отчего-то выбрали на роль всеобщего исповедника. А пока автор умело отводит читателю глаза, заставляя гадать, вокруг кого из более ярких персонажей будет строится история, кроткий наркоман, выслушав очередную исповедь, внезапно решает отказаться от наркотиков, с удивительной легкостью прорывается на свободу и начинает свою войну.
Он осуществляет её как чей-то заблудившийся ангел-хранитель, получивший от Творца приказ поработать ангелом мщения - не испытывая от происходящего никакой радости, но последовательно и очень качественно, а пока он, преследуемый и полицией и мафией, кладет свои цели одну за другой, очарованный читатель полностью переходит со стороны «казаков» на сторону «разбойников» - точнее, одного разбойника, которого пресса уже окрестила «Будда с мечом».

К счастью, автор заканчивает битву раньше, чем главный герой падет - и это одновременно неправдоподобно и необходимо, потому что «Сын» - редкий пример отличного детектива с великолепным главным героем, к которому не хочется получить ни закономерного финала, ни продолжение. И не потому, что «сиквелы всегда хуже», а потому, что продолжение будет означать только одно - автор не дал «Будде с мечом» покоя и заставил продолжать войну.

книги, статьи, бескорыстный пиар, думаю

Previous post Next post
Up