Для тега "Бёрн Горман", "Up There"

Jul 19, 2013 10:09

Я тут на днях предупреждала, что мне показали очередную фильму с Горманом, и я буду прыгать, бузить и делиться прекрасным. Так что терпите или проматывайте:

Несколько лет назад британский режиссёр Зам Салим взял где-то тысячу фунтов и снял на них (думаю, дня за три) "Laid Off" - десятиминутную короткометражку о загробной жизни. Простенькую, но довольно изящную, на мой взгляд.:

image Click to view



Если есть десять минут - посмотрите. Строго говоря, знание языка не обязательно. Несмотря на то, что это фильм-монолог, картинка всё отлично излагает: "и в том мире тоже рутина, усталость, безнадёга и психотерапевтическая группа и зачем я не выкинул свою коллекцию порно, которую нашла жена, разбирая вещи после похорон..."

Сам Салим говорит, что попытался засунуть в фильм собственное ощущение от периода безработицы, когда бродил по городу, чувствуя себя выключенным из общего потока жизни.

В 2011 году режиссёр наскрёб каких-то денег побольше и за четыре недели сделал полнометражный фильм "Up There", пригласив на главную роль Бёрна Гормана. За что ему большое спасибо.

image Click to view



Встраивание трейлера, увы, запрещено, так что если хотите посмотреть - шагайте на ютуб. Отличный трейлер, кстати.

Понятно, почему он захотел Гормана - кого ещё из бритишей звать на роль ходячего покойника - после посмертного-то Оуэна.



Доктор Оуэн Харпер, сериал "Торчвуд" (2007-2009) - ходячий мертвец большую часть второго сезона - не повезло.

Почему на это пошёл Горман, несмотря на то, что кинА, считай, не за бабло, а за идею - тоже понятно. Он любит, когда не скучно: "Если есть конкретный проект, который мне интересен, или режиссер, с которым я хочу работать, я постараюсь в это влезть - хотя бы в коротенький эпизод."

Учитывая моё фанатство - вы понимаете, как я хотела этот фильм. Большая роль. Главная роль. Я посмотрела бы его в любом случае, даже если бы всё кроме Гормана было полным дерьмом.
Но фильм оказался хорош - вот просто "хорош" безо всякого "её красоту портили тонкие ноги и слегка кривоватый нос" (сильно неточная цитата из Кинга на тему стандартных описаний главной положительной героини книги).


Обычно такие называют "лирической комедией", потому что совершенно непонятно как назвать иначе.
Хорошо, пусть будет лирическая комедия.

Ещё в отзывах на такие фильмы принято писать всяческое "щемящий", "пронзительный" и прочее "наполненный светлой грустью". Так что я прикусываю язык и пытаюсь обойтись без этих вербальных соплей, но вы учтите - какое-то время я точно смотрела в монитор растроганно хлюпая носом. И не оттого, что под коньяком сентиментальна.

Ну и собственно про фильм:

Лично для меня описанный в нём вариант загробной жизни невыносимо ужасен - бесконечно повторяющиеся серые будни, только ты ещё и всё время зависишь от живых, потому что никаких сверхспособностей, типа возможности просачиваться сквозь стены, тебе не дано, а твои собственные способности просто открыть дверь - утрачены. Прокачать их тренировками и начать к финалу бойко полтергейстить нельзя. Достучаться до живых хоть каким-то способом (как в "Призраке", к примеру) тебе тоже никак. С живыми ты сосуществуешь в вынужденно пересекающихся потоках (собственно, точки пересечения - твои редкие возможности контакта с материальным миром - те же двери - пока кто-то её не откроет, ты не войдёшь и не выйдешь).

Поэтому ты бродишь ровно в тех шмотках, в которых умер, старыми маршрутами, подсматриваешь за забывающими тебя близкими, работаешь на приёме свежих покойников, если повезёт получить работу, ходишь на группу адаптации к смерти, зависая на вопросах своего специалиста "вы видите что-нибудь позитивное?", и держишься на плаву только благодаря надежде в какой-то момент всё-таки оказаться "Наверху". Там, в этом "Наверху", про которое ты ничего, собственно, и не знаешь, кроме того, что тебя туда не пускают.



Это, собственно, главный герой - Мартин, перед которым в очередной раз закрыли путь "наверх". Помните, как стоять строго дозированную очередь куда-нибудь? Вот перед тобой человек прошёл в это вожделенное, а тебе широким плечом перекрыли вход и верёвочку на столбик накинули.
А чем дольше не пускают, тем больше шанс не попасть туда никогда вовсе, потому что соскальзываешь в безразличие, неукротимо приближаясь к "зависшим" мертвецам, что сидят по этому параллельному миру, покачиваясь, с пустыми глазами там и тут.

Прошлый мёртвый герой Гормана был энергичен, как Кошей Бессмертный в очередной брачный период. Доктор Оуэн Харпер орал, истерил, ругался, бил людям морды, пытался окончательно покончить с собой, ломал служебную кофемашину и собственные пальцы, танцевал и спас город от взрыва атомной станции, а одну блондинку-суицидницу - от желания сигануть с крыши.
Ещё его адски выбешивала невозможность спать, пить и трахаться, и он пытался занять это время работой. Просто не плод воображения сценариста из прогнившего капиталистического общества, а помесь грубого Витьки Корнеева из "Понедельник начинается в субботу" с Кристобалем Хозевичем оттуда же - только помершая, и не желающая с этим мириться.



Мартин из "Up There" при жизни, как я понимаю, мелкий служащий, да и после смерти тоже - агент по отлову свежих покойников - бледный человек с плохой стрижкой и в дешёвом мешковатом костюме. И, судя по всему, он и при жизни не был человеком-фейрверком.

Вот тут теоретически надо ещё воткнуть банальность о типичном "маленьком человеке" (тихо тошнюсь в платочек). А всё Гоголь со своим Акакием Акакиевичем.

У него не слишком много слов - разве что в начале, когда мы слишим монолог Мартина, вводящий зрителя в реалии загробного мира. Горман просто наговаривает его ровным, малоэмоциональным голосом, лишь слегка сбиваясь на осознании каких-то неприятных и покойнику вещей - к примеру того, что если твой лучший друг начинает утешать твою жену, то закончат они этот процесс горизонтально... Так что сплошная мимика и движение. Точнее, поначалу - почти полное отсутствие мимики. Этакий чёрный Пьеро:





Не перестаю восхищаться тем, насколько чОтко Горман простраивает пластику каждого своего героя. Его Мартин, явно находящийся на полпути к "зависанию", похож на марионетку в руках неумелого кукловода - с навсегда опущенной головой, с расфокусированными движениями, словно тело не вполне помнит, как именно вести себя при следующем шаге. Изумительно найденный штришок хоть какого-то проявления отмирающих эмоций - то, как он, волнуясь, натягивает и скручивает края рукавов своего нескладного костюма на два размера больше, чем надо.



И вот этой несчастной сомнабуле в напарники выдают свежеумершего Раша (актёр Аймен Хамдуши)- несносную, мельтешащую импульсивную балаболку:



Который собирается по возможности наслаждаться загробной жизнью - к примеру подсматривая за трахающимися парочками.
Общаются они так примерно:

"Мартин: - Ну посмотришь ты несколько раз, удовлетворишь своё избыточное любопытство, а что потом?
Раш: - Потом можно смотреть в витрины на всё, что ты мог бы купить - и не купил!"

"



Естественно, с таким напарником всё немедля начинает идти через жопу, и Мартин упускает очередного клиента - свежеумершего пацана, который услышав вопль Раша: - Эй парень, ты покойник! - ударяется в бега. А значит, его надо доставить назад в Центр занятости - и в срок.

Причём, куда именно свалил парень неведомо, а когда становится ведомо (для этого можно, к примеру, долго стоя за спиной живого, изучать страничку некрологов в газете, прикидывая, не рванул ли твой клиент полюбоваться на собственные похороны) - туда ещё надо добраться. Мы помним, что через стены и двери эти покойники не просачиваются, а летать и перемещаться силой мысли не умеют? Так что где пешком, где вслед за живыми подсев в автобус. где проскользнув на заднее сидение автомобиля - марш-марш в погоню.





Вот во время этой дурацкой погони начинается "двухполосное шоссе" - просто как в кинговских "Лангольерах". В смысле, задор бешеного бобра Раша потихоньку растормаживает героя.
Для начала на самое простое, само собой, - на злость - монолог Мартина с "Shut up!" мы пересмотрели, кажется, раза три - настолько интересно наблюдать раскачку человека от апатии до взрыва.
А потом - до прочих проявлений жизни. Ужасно занятно это Горман делает - полное ощущение, что человек медленно вспоминает - как это - улыбаться. Не от того, что загробная жизнь пиздец как трагична, а оттого, что в эмоциях у него давно не было нужды и он просто их забыл. И вот теперь вспоминает, как навыки езды на велосипеде - как улыбаться, злиться, говорить, кричать и любопытствовать.



Вот, кстати, и объект для "говорить, улыбаться и любопытствовать" - "несостоявшаяся лирическая линия" - прекрасная девочка-панкушка, помогающая Мартину и Рашу в отлове сбежавшего парня:





И сам сбежавший парень, можете видеть, поблизости болтается, так что кончится всё, конечно, хорошо - во-первых, потому что это лирическая комедия, а во-вторых - потому что герой уже мёртв, так что хуже ему точно не будет.

Зато сам ты к последним кадрам сидишь, как тот Мартин - живенький такой, с улыбкой на морде, но слегка охреневший.
То есть та самая фильма, которой, на мой взгляд, надо укомплектовывать кризисные центры - чтобы желание полезть в петлю отбивать. И не только потому, что не будет вам там никакого покоя, а будет офис, бюрократия и групповая терапия.

И про других актёров:

На кинофестивалях (а он участвовал в трёх и везде взял награды) критики фильм хвалили и ругали одновременно. Ругали за кастинг - мол что это вы, уважаемый Зам Салим актёров, кроме Гормана, набрали каких-то неизвестных? Зато дешёвых, - подумал режиссёр.

По мне так отличных он набрал актёров.
Понятно, что Горман прекрасно играет - как бы ничего другого я и не ожидала (хотя ладно, ожидания всё равно перекрыл).
Но в этом фильме, снятом за три копейки, просто нет играющих плохо. Актёры прекрасны все, начиная от невыносимого Раша (которому постоянно хочется вслед за Мартином рявкнуть "Shut up!") кончая бодрыми старушками, которые просто не помнят, что давно мертвы и живут как жили и парочкой мёртвых почти бессловесных подростков (такие пятнадцатилетние "Джей и Молчаливый Боб", только ДВА Джея).



Отдельное офигенное совершенно счастье, что я смотрела фильм с живыми голосами - они там все отлично звучат, а Гормана дублировать другим актёром - адское издевательство, потому что голос у него не менее выразительный, чем морда. Так что только субтитры, только хардкор. Но субтитров не было, зато рядом сидела муза моя sirickss и мне переводила, (бедный зайчеГ, конечно, потому что у этих бритишей стопятсот местных акцентов).

А если говорить о недостатках - лично я вижу только один - к демонстративно "покойницкому" гриму ему ещё и глаза обвели в стиле "Рудольфо Валентино в роли арабского шейха". Но с другой стороны - наконец-то видно что у мужика ресницы в полтора сантиметра длиной, мимими, ой, чёрт, спалилась...



Хотя это не недостаток. Недостаток - то, что добыть этот фильм с британских раздач можно только потаёнными партизанскими тропами - вот это в самом деле засада.

Ну и ссылочки про фильму. Но на аглицком:
http://www.imdb.com/title/tt1667102/
http://www.comedy.co.uk/guide/film/up_there/
http://www.bbc.co.uk/news/entertainment-arts-20349409
http://film.list.co.uk/article/46943-up-there/
Ну а счастливчики, которые таки в Англии - у вас его и на диске можно найти: http://www.comedy.co.uk/guide/film/up_there/buy/

бёрн горман, кино, многакартинок, думаю, сокровища

Previous post Next post
Up