А эту фразу
sirickss из нашего трёпа в комментах поставлю эпиграфом:
"Странная механика лица у него. Нет полутонов, либо упырь, либо милый-радостный. Стоит чуть снизить градус кавайности, выступают сотни оттенков упырства во всём великолепии".
Что-то я для этого поста замаялась с определением. "Про злецов" - богато, но неточно - так чтобы совсем убийственных злецов, при всей мрачности морды, у Гормана мало. "Мужик в костюме и с покерфейсом" придумала не я, да и не все эти персонажи в костюмах, так что остановилась, извините за пафос, на "тёмном человеке". Можете считать, что я вас сейчас тащу на сторону зла и даже печеньки в столе не нашариваю. Хотя Горман так играет зло, что лично я могу за ним уйти, как хаттифнат за барометром и без всяких печенек.
Он под это природой заточен. И ровно по тем же признакам, по которым из него любят делать психа (перечислены в прошлом посте). Плюс ещё очень заметная "рептилоидность" лица, из-за чего в настроении милом может без всякой зелёнки играть лягушонка Кермита, а в скверном - атакующую гадюку. Но это, конечно, не главное - своего нелепого и нежного, как помятый зефир, мистера Гаппи, он играл ровно с тем же лицом.
Горману очень удаётся внутренняя темнота.
И можно это написать большими буквами, которыми у Пратчетта смерть разговаривает.
Она есть во всех его героях, даже в тишайшем Гаппи, лицо которого порой внезапно собирается, рот становится жёстким и кажется, что он сейчас скажет: - К чёрту Диккенса! - и наконец кого-нибудь убьёт.
Эта тьма может выскакивать, как чёрный буйный чёртик из коробочки, или медленно выползать или вовсе не двигаться, потому что человек ей уже заполнен по горло, но когда Горман начинает её играть, она становится совершенно убедительна и осязаема. И для этого вовсе не обязательно втыкать герою чОрные линзы на весь глаз. Хотя, конечно, демонический Оуэн Харпер в "Торчвуде" - очень эффектная "злонамеренная лягушка-мутант из преисподней"(с.
sirickss. которую мне уже надо ставить соавтором за меткость формулировок), смотреть на это было занятно и жутенько, ну и, как скажет моя цЫническая дочь "кава-ай".
Но, если честно, одержимый Смертью Харпер с чОрными глазками, пугает меня куда меньше, чем Харпер, одержимый собственным специфическим чувством справедливости, который прижимает лезвие ножа к жирной трясущейся щеке старика и сомнамбулически бормочет: - Ты не хотел причинить ей зло, но причинил - а удержусь ли я?
Или чем Харпер, разворачивающийся и ещё раз с хрустом пинающий уже поверженного противника. Или идущий безоружным на пистолет с лицом, сведённым змеиной улыбочкой.
Click to view
Одним словом, дополнительные спецэффекты Горману нужны только для подкрашивания заражения извне, наши человеческие тёмные ресурсы он прекрасно отыгрывает с тем лицом, что ему выдано. Вот с этим: (простите меня, барышни, помнящие юного доктора Харпера, особенно в десятой серии первого сезона - мальчик с тех пор несколько постарел):
Офигенно хорошая у мужика улыбка, кстати. И на этом фото -"тёплая".
Но налить в улыбку тепла может любой приличный актёр. И даже передать улыбку одними глазами - не вопрос.
А вот Горман великолепно умеет улыбаться, совершенно не затрагивая глаз теплом.
к примеру, так:
Продажный полицейский Ричард из сериала "Беглецы" (Martina Cole's The Runaway. 2011) - один из моих "тёмных" любимцев.
И как такое богатство не использовать для ролей плохишей?
И используют.
Но тут такой фокус - для передачи темноты у него вариаций, как у моего любимого Франса Хальса (у которого Ван Гог насчитал 27 оттенков чёрного), и ты всё время сбиваешься - рыцарь персонаж или вымогатель, нападает или защищается. Вот, скажем, уже упомянутый полицейский за первые же десять минут на экране успевает:
Выехав на убийство, немедля уничтожить улику.
Фальсифицировать другую улику.
Превратить свидетеля в подозреваемого.
Ну и вот это:
Минутная сцена в камере снята почти без слов, это странная, пугающая, безумно красиво выстроенная пантомима с диалогом рук - очень крупных мужских, одним скользящим движением скрывающихся под платьем и рук девочки, пытающихся их задержать - и успокаивающее: "Шшшш-шш..." и низкий, глухой шёпот, обещающий спасение, пока сила причиняемой боли одновременно отражается на двух лицах.
Нет, я не описываю изнасилование.
Кому интересно, что же было нужно продажному полису под юбкой ангелического вида барышни - спойлер - оставить синяки на бёдрах, дабы имитировать попытку изнасилования. А попытку изнасилования надо было имитировать, чтобы объяснить, за что её мама зарезала своего сожителя. Причём здесь стоит уточнить, что мужика резала отнюдь не мама, а вот эта самая ангелическая барышня. И мама, кстати, вовсе не собиралась её покрывать. Но на место убийства выехал не самый положительный, но душевно сложный полис - и решил немножко побыть богом, поступив с уликами круче какого-нибудь Жеглова.
Примерно так:
Click to view
Итак, персонаж по любым "законным" меркам отрицательный. "Чёрный человек" героини, постоянно находящийся на краю взгляда - сначала, как напоминание о преступлении, потом - как молчаливый телохранитель.
В исполнении Гормана циничен, закрыт, колюч, высокомерен и следует только собственным внутренним правилам.
И так интересен, что оторваться невозможно.
Как он это делает? Мэджик.
"Сядь!" (Martina Cole's The Runaway. 2011)
Не менее сложно сделан ещё один персонаж типа "мужик в костюме и с покерфейсом"(С), которые в последнее время как-то плотно валятся на Гормана - переводчик Томас Киш в сериале "Час"("TheHour" 2010).
Который зрителю должен нравится ешё меньше, чем коррумпированный полис. Потому что первое, что он делает - убивает человека в подземке.
Так как "Час" - сериал, сделанный действительно очень изящно, можно наблюдать, как герой Гормана (у которого и слов-то почти нет) ничего особенного после первого убийства не делая, каждым своим появлением нагнетает напряжение. Вот просто сахар в чай кладёт - а уже жутко:
При этом мимика его придавлена до каких-то миллиметровых движений - тень удивления, призрак улыбки, речь почти сомкнутыми губами. Учитывая, что фирменная гормановская стремительность перехода от покой к движению никуда не пропадает, образ получается гротескный, почти комиксовый - Бугимэн, "мрачный-неотвратимый-шпион-убийца".
Но потом его, конечно, завернули в чОрный пластиковый мешок.
Кстати, в этом же сериале играет "Мориарти" из бибисишного Шерлока. Опять мерзавца.
Пока для меня самым пугающим "тёмным человеком" Гормана оказался Траск - агент некой экстремистской организации из совершенно (на мой взгляд) никакущего американского сериала "Месть" ("Revenge", 2013). Такая очередная "монтекристнутая сантабарбара", всё запутано, никто точно не знает, чей он любовник, муж и сын и все в коме.
На Гормана там смотреть было особенно занятно, потому что обычно он злодеев играет как Кинг злодеев пишет - так что остаётся какая-то пауза для понимания. Но на этот раз персонажа выдали без единой лазейки. Абсолютное такое зло, к которому невозможно прицепить какое-нибудь "это патАму, что его мама не любила". Не оттого, что нам не показали маму, а оттого, что это не человек, а отлично заточенный инструмент. Не разжалобить, не договориться, только убить. И вот это наконец-то оказался "Бука из-под моей кровати".
Несмотря на то, что персонаж нагонял на меня жуть, в момент его убийства я сама была готова вызвать полицию, чтобы они быстренько наехали, спугнули благородного мстителя и дали этому упырю ещё пару серий пооживлять местный пейзаж.
А всё потому, что Горману рядом с американскими сериальными сниматься просто нельзя - он их превращает в набор Барби и Кенов разной степени потрёпанности. И это притом, что Траска, как и Киша в "Часе", актёр делал на предельно малой мимике. Но каждый раз, когда он появляется в кадре - изящный, с высоко вскинутым подбородком, экономно и точно движущийся - электрический угорь, запущенный в аквариум к золотым рыбкам - смотреть на кого-то другого становится совершенно неинтересно. А, с другой стороны, тот же Камбербэтч рядом с американскими актёрами может даже не идти, а просто сидеть с прямой спиной и ничего не делать только создавать ощущение, что сидит уже три тысячи лет и ему удобно - и всё равно перетянуть внимание. И, нет, не потому, что Шерлок.
Траск (сериал "Месть")
Процитирую тут ещё раз
sirickss: "Элегантное хладнокровие в стиле жалкиелюдишкивсехубьюодиностанусь, но где-то очень и очень глубоко внутри. Осанка, изящные руки и спокойные веки."
После Траска увидеть Гормана "тёмным персонажем" в "Варшавских шпионах" (Spies of Warsaw (2013) было даже как-то мило и умиротворяюще - пусть ему там и выдали роль неприятного, портящего герою жизнь бюрократа, вся показанная зрителям темнота которого - в ящике канцелярского стола.
Кстати, в главной роли там прекрасный Дэвид Теннант, так что поклонники "Доктора Кто" и "Торчвуда" могут насладиться зрелищем "обюрократившийся Оуэн Харпер распекает Десятого Доктора".
И чтобы никто из "тёмных мужиков в костюмах" не ушёл обиженным - про "плохиша" из "Тёмного рыцаря" и одновременно очень противного и очень притягательного (вот тут надо обморочно закатить глаза) Джеко из "Marple: Ordeal by Innocence" я уже писала тут:
http://users.livejournal.com/_ksa/1111263.html#comments Ну и последняя "тёмная роль" - в кои-то веки без костюма, пробора и покерфейса - "Игры престолов", Карл, Брат Ночного дозора, спровоцировавший всеобщую резню в Доме Крастера.
Я его, если честно, хотела отнести к "психам" (ну, оголодал человек, вспылил, зарезал - с кем не бывает, нравы-то дикие), но
sirickss отговорила. И права, конечно - играет Горман не вспылившего психа, а вот то самое, залитое темнотой по глаза. Особенно здорово, если смотреть без дубляжа, потому что надо слышать этот чёрный, дымный, говорящий на выдохе, голос.
Так мог бы говорить вполне разумный и очень голодный дракон.
И в динамике:
Click to view
"Змеюка же, рептилоид, кобра с уже распущенным перед броском капюшоном" - (с.
sirickss). Мы, кстати, с Сириксс совершенно уверены, что в резне в Доме Крастера этого персонажа никто угробить не смог, и он "выползет с-под пепла с дикими глазами и дальше пойдёт".
И, пожалуй, ещё один тёмный мне здесь необходим. Я, правда, видела его только в статике, потому что видеозаписей мюзикла "Оливер" с Горманом в роли Билла Сайкса не нашла, за то есть голос. И это красиво и страшно:
Click to view
А вообще, при всей нежности к "тёмным людям" у Гормана, я ужасно уже хочу его в большой и спокойной роли. Так чтобы его никто не убивал, а он, если и убивал, то как у Шварцнегера в "Правдивой лжи" - "Да, но они все были нехорошие".
Спокойную такую роль, можно даже второго плана. Можно даже с семейными ценностями. Можно даже в костюме - тем более, что он в них так отлично смотрится. Вот если кто-нибудь умный решит поставить "Кладбищенские истории" Геймана - какой завораживающий из него бы получился вампир Сайлас.
Ну или, к примеру, сделать сериал про Флавию де Люс. Она будет весело варить свои яды, пара её старших сестёр - влюбляться, интриговать и низводить младшую, убийца - убивать, полиция - заходить в любимый тупик, кухарка - готовить несъедобную еду, отставной сержант-дворецкий - делать всё остальное, что не могут сделать убийца, кухарка и полиция. А во всём этом бардаке пусть как-нибудь тихо перебирает редкие марки человек со спокойными веками и изумительным контролем мимики. И, иногда, сдвинув брови на три миллиметра, сообшает, что так жить невозможно и дети отбились от рук. Или, напротив, прибавляет улыбку на полмиллиметра и говорит, что Флавия молодец. И она проходится колесом, все счастливы, а особенно я. И так серий десять (если каждую книгу про Флавию делать в две части).
Это я, если кто не понял, занимаюсь восходом солнца вручную, потому что главное - хорошенько пожелать.