Иногда на кое-что полезное может сгодиться даже лягушатнег. Тем более что свою подлую сущность до ХХ века они стыдливо прятали от всего мира и пытались выглядеть приличными людьми. В общем, почитать-то было можно. И вот вам топ-10 французских поэтов XIX века, которые мне нравятся.
Топ-10 французских поэтов XIX века среди меня
1. Со времен, когда исполнители на сопилках, трынделках и верещалках услаждали слух сородичей во время коллективных приемов пищи или сеансов медитативного веселья-грусти (в зависимости от того, женились или хоронили), весь смысл искусства был в развлечении. Искусство имеет целью лишь искусство - создание абсолютного шедевра. Ну, или стремление к оному, раз уж в мире нет ничего абсолютного. И даже странно, что эту простую мысль открыл так поздно француз Теофиль Готье. Зато уж как открыл - так и написал самый романтичный и самый авантюрный изо всех романтично-авантюрных романов ("Капитан Фракасс", а не "Мадемуазель де Мопен", как подумали некоторые извращенцы), а в смысле поэзии - создал сборник "Эмали и камеи". Вещь, ИМХО, за исключением разве что творчества Вийона или некоторых отдельных штюк у Малларме, лучшая из того, что вообще когда-либо писали в столбик на "романо-германском языке обитателей бывшей Галлии".
2. Написав пьес раза в три меньше, чем Шекспир, Эдмон Ростан вообще остался известен как автор одной, зато какой - "Сирано де Бержерак". Хотя как по мне, так "Орленок" и "Шантеклер" ничуть не хуже, но "пипл требует "Анчар" - будешь читать "Анчар"!" (с) На первый взгляд, его творчество - безудержная песнь оголтелого романтизма и идеализма (доходящее до позерства), но на взгляд второй и все последующие и в том же "Сирано", и в других вещах столько горечи, усталости от бесконечной пошлости мира и всленской печали, что как-то совсем не удивляют смерти в финале и Сирано, и Наполеона II, и только закадровый крик Шантеклера как-то развеивает печальные тучи слишком уж робкой надеждой... Вот, примерно в таком ключе Ростан и писал :)
3. Раз искусство должно быть абсолютным, то абсолютным (а не конкретным) должно быть всё - и форма, и содержание. Символизм писал символами, образами и намеками, панически бежа прямого понимания в область ассоциаций и "бледных теней на стене" - и Стефан Малларме отец его и пророк в одном лице. Некоторые из "небыдл" даже рыдают от того, что не в состоянии постигнуть "весь смысл", который мэтр "зашифровал" в своих стихах. На мой же взгляд он просто всю жизнь пытался звукопись превратить в мыслепись... В общем, вредно так перенапрягаться-то, хотя в итоге стихи получились чудесные.
4. Современный человек довольно часто сталкивается с ситуацией, в которой чувствует себя "опоздавшим во времени". А в позапрошлом веке такое было еще в новинку. Но не для Альфреда де Виньи - он опоздал на всю жизнь. Страстно мечтая о военных подвигах - не побывал ни в одном бою (кончились они как раз в год его выпуска из "военки"). Принадлежал к родовитой аристократии в век, когда ее значение и влияние в обществе упало на уровень плинтуса. В общем, вселенский пессимизм, тлен и мучительная смерть, как в самом известном его произведении - романе "Сен-Мар". Да и стихи у него тоже были такие - внешне безупречные, они как бы "закрывали эпоху", выглядя уже при создании как что-то архаичное и антикварное...
5. А много ли вы знаете людей, которые смогли изобрести новый жанр литературы? Вот так бац - и никто до него не писал, а после него все ломанулись писать и кричать, и локтями толкаться... Именно так случилось с отцом-родителем стихотворений в прозе - Алоизиюсом (Луи Жаком Наполеоном) Бертраном. Для мировой литературы он - из авторов одного произведения (как Гомер или Сервантес), книги стилизованных под "романтическую готику" миниатюр "Гаспар из тьмы". Из нее, как наши недописатели из гоголевкой "Шинели", вышли все будущие "корифаны" прозаических стихов - и Бодлер, и Малларме, и Лотреамон, и Кро... Потому что когда на стене нарисован первый черный квадрат - тут же все вокруг догадываются, как рисовать красные квадраты, синие круги и розовые треугольники.
6. Печально, когда человек предает свою богатую культуру и полностью сдается и убегает в чужую. Испанец (точнее, латинос-кубинец), заделавшийся классиком лягушацкой поэзии - что может быть ужаснее? Ну пусть тогда хотя бы пишет сразу шедевр на все времена. Как Хосе Мария де Эредия, ставший тьфу ты, прости-хосподи Жозе Мариа де Эредиа, автор "Трофеев", сборника сонетов, описывающих разные времена и эпохи через пейзажи и статичные образы. Свежо, каллиграфически безупречно, причудливо и в целом великолепно - как сравнение самурая в доспехах с блестящим морским чудищем. Естественно, лягушатнеги тут же сделали его участником своей знаменитой "чесалки ЧСВ" - Академии, и при жизни произвели в классики литературы. Знали, во что вцепиться...
7. Ну вот и добрались мы до мрачного эстета безобразного, певца вселенского пессимизма и морально-физического разложения, Шарля Бодлера. Я не из тех любителей панка, которым нравится, как панки срут на сцене - мне просто нравятся некоторые ответвления панк-роковой музыки. Поэтому всё это "деланное безобразие" и нарочито "общественная аморальность" приснознаменитых "Цветов зла" меня всегда трогали мало. Дохлая лошадь при дороге или наркоманские фантазии загибающегося туберкулезника сами по себе - хреновый сюжет, и оправдывает их только доходящие до безупречности формы стих и размер. Ну, примерно как высокохудожественный и глубоко-эстетичный монохромный фотоснимок окурка в плевательнице... Сорри, но вот такой для меня всегда Бодлер.
8. Примерно всё то же самое можно сказать и о спрятавшемся под "пошловато-мальвинный" псевдоним "граф де Лотреамон" Изидоре Мари Дюкассе, авторе сборника прозаических... даже не стихотворений, а поэм "Песни Мальдорора". Только там еще густо намешано готическо-подростковых садистких фантазий - трупы, вампиры, невинныя жертвы, аццкий дьяволь и "безсмысленная джестокость для упияния ею". В общем, вьюнош был самый что ни на есть прародитель нынешнего жанра "трэш, угар и содомия". Что характерно, родилось это "чудо во всех смыслах" хоть и в честной лягушацкой семье, но таки в Уругвае.
9. Ну и уж если говорить о плохих детях, то куда без "самой черной овцы" французской поэзии XIX века - Артюра Рембо. От своего голливудского "почтитезки" он отличался всем - был капризен, злобен, вонюч (во всех смыслах), слаб и гнусно-подл в своих слабостях... Чо уж там - такого тюфяка, как Верлен, довел до каталажки из-за покушения на свою особу. А в смысле "творчества стихов" прошел быстрый, практически молниеносный (он и жил-то мало, да еще и писать бросил за много лет до смерти) путь от вменяемых сатирически-желчно-феерических зарисовок до умилявших последующих символистов "звукомычаний и странных наборов фраз друг за другом". В общем, вопрос во весь рост - нужен ли невоспитанным детям талант, или всё-таки ну его?..
10. На фоне всех этих "анфантерриблей" и прочих "мизераблей" Пьер Жан Беранже глядиться практически добрым-порядочным буржуа... Ну как добрым, ну как порядочным. "За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" - это на 146% про него. Беспощадно бичуя и жжа-каля железом "пороки буржуязного общества своего времени", Беранже писал песни (их на самом деле можно петь, если придет такой стих - и многие таки пелись), бросавшие в трепетный экстаз социалистов, анархистов и прочих коммунистов. Потрудился он и на неблагодатной ниве бонапартизма, насочиняв стихов про "ампиратора на вас всех нетЪ!". За всё это его запрещали, вырезали и даже два раза в каталажку сажали. В общем, умел старик с помощью пера достать кое-кого до самых печенюжек...
Оригинал взят у
qebedo в
Французские поэты XIX века