Оригинал взят у
tamarafavor в
Заостровский приход: исповедники верыИсповедники веры
В Заостровье входит 25 деревень, с центральным селом Рикасово, расположенным на берегу тихой речки Заостровки, недалеко от Архангельска. Первое упоминание о Заостровском приходе относится к XVI веку. Старинные документы рассказывают о времени Ивана Грозного, о том, как горели, ветшали, разрушались деревянные храмы. Один из них, храм Покрова Божией Матери, был построен в 1686 году. Его девять куполов, на высоких барабанах, до сих пор смотрят в небо. А мы любуемся уникальным явлением - полукруглым завершением деревянных стен - закомарным покрытием.
Рядом - каменный храм Сретения Господня, заложенный в 1808 году на месте разобранного, более древнего, и достроенный в 1878 году. Это один из двухсот храмов, ни разу не закрывавшихся в стране.
А ведь интересно: как противостояли гонениям христиане этого храма?
Причина этому - глубокая Христова вера прихожан и священников (последних всегда отличало хорошее образование, как и знание иностранных языков). Среди них были и те, кто приехал из-за рубежа. Один из них, о. Павел Ильинский, был избран от Архангельской епархии делегатом на Поместный Собор 1917-18 годов. Там он выступил с докладом об использовании в богослужении Писания на русском языке, предлагал издать на нем Новый Завет.
После революции прихожане Заостровского прихода мужественно отстаивали свой храм. Не страшась гонений за веру, они ставили свои подписи во время регистрации церковных общин. В 1933 году таким образом подписалось 402 человека. Как это было?
Они говорили: «Проживем и на картошке…но храм сохраним». В эти годы наказанием за посещение храма на селе было изъятие продуктовых карточек. А на Рождество и на Пасху патрулировали комсомольцы, записывая тех, кто заходил в церковь. Старостой прихода в эти годы была Маремьяна Алексеевна Москалева. «Бабушку много раз таскали в НКВД, - вспоминают ее внуки. - Вот возьмет палку, узелок, с нами попрощается и пойдет, ожидая ареста. А там ей: «Если соберите 20 подписей, церковь не закроем». Тогда она ходила по дворам и говорила: «Прокопьевна, подпиши, не бойся, куда нам, помирать пора».
В эти же годы были арестованы отцы: Федор Тамицкий и Александр Лыткин. Первый умер в лагере. Второй расстрелян в 1938 году. Дьякона Арсения Жаровова сослали на строительство Беломоро-Балтийского канала. Вернулся он в 1939 году, а после Великой Отечественной войны стал священником и являлся настоятелем этого прихода в 1947-49 годы. Его дочь, Галина, служила на приходе - бухгалтером и продавцом свечной лавки. Она вспоминала, как выгнали на улицу семью, в которой было шестеро детей, как они бедствовали, а ей приходилось то дрова пилить, то ходить по нянькам за квас и корку хлеба. По возвращении из лагеря, здоровье дьякона Арсения было сильно подорвано, ноги кровоточили. В храм его отвозили на саночках. Последнее богослужение он отслужил на коленях. Могила о. Арсения находится в церковной ограде Заостровского храма.
В 50-ые годы вновь попытались отобрать храм, но заостровцы стояли на своем: «Не мы строили - не мы отдавать будем». И так продолжалось до конца 80-х.
8 июня 1991 года о. Леонид Мельник совершил в этом храме заочное отпевание всех расстрелянных, умученных, погибших в лагерях и всех, пострадавших за веру. А в мае 1998 года в его притворе была открыта выставка - «Заостровский приход. XX век» (По материалам архивов и воспоминаниям жителей с. Заостровье.) Собирал и восстанавливал историю этого прихода о. Иоанн Привалов, нынешний настоятель, вместе с историком Аллой Ивановной Ивановой. Еще одна выставка - "Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале и на русском Севере в XX веке" - была организована КПЦ "Преображение", действующим от Преображенского содружества малых православных братств, куда входят и многие прихожане Заостровского прихода. XX век отмечен в России беспрецедентными по масштабу гонениями на церковь. Знакомство с опытом тех, кто остался "неперемолотым" в мясорубке истории, духовно выстоял и победил силой Христовой веры, может помочь и нам, живущим в XXI веке, преодолевать кризис, идущий от разрывов в передаче первоапостольской традиции веры.
Материалы сайта прихода храма Сретения Господня см. по ссылке:
http://sretenie-hram.ru