Детский фильм о некоем постапокалиптическом обществе, в котором все должны быть мало того, что совершенно одинаковыми в социальном плане, но ещё и лишенными эмоций, а также знаний о прошлом. Некий вариант страны Утопии.
Один местный старый козёл гуру, у которого свербило в одном месте, мечтает о свободе, то бишь всё это благолепие порушить. Он науськивает зелёного пацана, своего ученика, убежать из коммуны и пересечь некую магическую границу, чтобы к людям вернулась память. Видать, сценарист не смог придумать ничего путного, и пришлось прибегнуть к эдакой мистике. Малец убежал, и всё свершилось, как планировал тот старый пень. И увидели все, что это хорошо (День седьмой ©).
Согласен, есть некий философский подтекст, но он, прежде всего, в попытке понять, что же такое есть человек, и что для него есть хорошо. Вернее, я бы сказал, не столько в попытке понять, сколько в постановке этого вопроса. Совмещаются ли в человеке неотрывно друг от друга созидание и разрушение, стремление к счастью и готовность причинять боль, самопожертвование и тяга к убийству? Одно без другого никак не может существовать? Фильм дает на это однозначный ответ: да, мы такие, и нас не изменить - любовь стоит у нас рядом с ненавистью.
Почему фильм детский? Слишком прямолинейное решение вопроса, использование только чёрной и белой красок. Мне кажется, что могут быть и другие варианты, золотая, так сказать, середина. Жить по-человечески - это любить или ненавидеть друг друга, но не перегрызать при этом глотки. Эмоции и соблюдение правил и законов не обязательно должны взаимно исключаться.
А свободы в жизни по-любому не существует, хоть в тоталитарном государстве, хоть в наидемократичнейшем. Свобода тебе будет только там, где ты один посреди бескрайней тайги, или на Луне или Марсе, к примеру. Как только людей больше одного, появляется коллектив, общество. Появляются командиры и подчиненные, этика, мораль, обычаи, законы и всё вытекающее. И обязательно будут недовольные, и в любом, даже «идеальном» обществе будет постоянный прессинг - бунтарь либо жестоко, либо ласково, но обязательно получает по голове: «не высовывайся», «будь таким, как все».
Парадокс заключается в том, что человек - существо общественное, и на Марсе в одиночку не выживет, ему требуются соплеменники. То есть конфликт предопределен, и гармонии никогда не будет. Но, как известно, разность потенциалов, порождает движение. Конфликт нужен, чтобы шло развитие. «В споре рождается истина». Наверное, в этом и вся суть.
Как построить идеальное общество? А шут его знает. Рецептов было множество. Англичане, помнится, своих маргиналов в Австралию высылали, а россияне - в Сибирь. Тоже вариант. По ходу размышлений вопрос: где при этом создавалось более правильное общество, в Московии или в Сибири, в Англии или в Австралии? Эдак сразу и не сообразишь.
Развитие общества происходит не в сторону создания чего-то идеального, а в сторону некоего баланса между интересами общества и индивидуума. Да, в этом заключается своего рода мина замедленного действия. И что? Кто сказал, что все должно быть тихо и гладко? По теории катастроф путь от одной вершины «благополучия» к более высокой проходит через яму «хаоса». Г"еволюция, батенька.
В общем, то, что показали в начале фильма, совсем не хуже того, что показали в конце. Просто разные модели, в каждой из которых есть свои плюсы и свои минусы.
ВЕРДИКТ: Разок можно посмотреть
.