В процессе изучения архивных документов у меня уже давно сложилось мнение, что в идеале герой источник должен быть ОДИН. И чем больше различных документов, в которых отражено одно и то же событие - тем больше противоречий и несуразностей вылезает. И что с ними делать, какой вариант избрать как наиболее верный - часто задачка не из простых. В случае с основным предметом моего интереса, а именно - фиксацией подтвержденных воздушных побед советских летчиков-истребителей периода ВОВ наиболее типичной является ситуация, когда район боя или падения сбитого (точнее, засчитанного сбитым, но сейчас это не важно) самолета противника в разных документах дается по-разному. Также изменениям может подвергнуться дата, тип вражеской машины или время боя. С чем это связано, трудно понять. Но, в целом, подобные нестыковки вполне типичны и наименее несуразный вариант выбирается без проблем. Однако попадаются сучаи, которые реально способны поставить в тупик даже опытного "разбирателя косяков". Вот такой пример:
(КДПВ)
12 ноября 1943 г. летчикам 115 гиап засчитан сбитый один разведчик противника Хш-126. Время и место боя тут опускаю за неважностью. Данный эпизод нашел отражение в ряде документов, а именно:
1. Оперативной сводке штаба полка;
2. Оперативной сводке штаба 7 гиад (в состав которой в рассматриваемый период входил 115 гиап);
3. Приказе штаба дивизии о выплате денежного вознаграждения за сбитые самолеты противника;
4. Наградных листах на летчиков, составленных в штабе 115 гиап.
Так вот какая в итоге получается картина. Согласно источнику [1] самолет противника сбит капитаном Хлудом Б.А.(ведущий) в паре с младшим лейтенантом Ляпиным М.А.(ведомый). По документу же [2] капитан Хлуд сбил этот "Хеншель" лично. И приказом штаба 7 гиад [3] денежное вознаграждение выплачено Хлуду как за лично сбитый самолет противника. Однако в наградных листах [4] Хлуда, включая представление на ГСС, эта победа нигде не упоминается, но при этом сей Хш-126 записан в наградных документах Ляпина как личная воздушная победа.
...