Часть 2
Ночные бои на Западном фронте
Как уже упоминалось выше, в апреле 1942 года «Москито» NF.II имелись в двух эскадрильях, но в обеих частях новую технику успели освоить лишь несколько экипажей. Спокойно продолжать тренировки им не позволило начало «бедекерских рейдов» Люфтваффе (по городам из туристического путеводителя Бедекера), заставившее англичан бросить в бой все доступные силы.
Первым боевым применением «Москито-файтеров» стало участие трёх самолётов 157-й эскадрильи в отражении налёта на Норидж в ночь на 28 апреля. После возвращения на базу лётчики докладывали о нескольких контактах с противником, потерянных прежде чем удавалось выйти на рубеж открытия огня. Двое суток спустя свой первый «москитный» боевой вылет совершила и 151-я эскадрилья. В ту же ночь один из экипажей 157-й почти сумел догнать Do 217, но под лунным светом немцы вовремя заметили опасность и ушли от преследования пикированием.
Ровно месяц спустя, в ночь на 30 мая, сквадрон-лидер Глинн Эшфилд (Glynn Ashfield) из той же 157-й эскадрильи сумел одержать первую подтверждённую воздушную победу «Москито», сбив у дуврского побережья Do 217E из KG 2. А флайт-лейтенанту Денису Пеннингтону (Denis A. Pennington) из 151-й в ту же ночь довелось открыть другой список - перечень истребителей этого типа, пострадавших от неприятельского огня: он атаковал и сумел поджечь He 111H, но и сам попал под меткий огонь воздушного стрелка, «вырубивший» перехватчику один двигатель, после чего противники разошлись каждый в свою сторону.
Второго успеха «москиты» добились лишь в ночь на 25 июня, когда экипажу командира 151-й эскадрильи винг-коммандера Ирвинга Смита (Irving S. Smith) выдался весьма хлопотный вылет. В 23:30 он перехватил He 111H-6 из 17-й инструкторско-опытовой команды и, сблизившись до 300 ярдов, открыл огонь, добившись некоторого числа попаданий, от которых за самолётом потянулся шлейф бензина из пробитых баков. Тем не менее, противник сумел уйти пикированием и благополучно приземлился в Нидерландах, однако потерял одного члена экипажа (выпрыгнул с парашютом, когда на борту начался пожар, и погиб в море).
В 23:40 начался «второй акт» с перехватом ещё одного «He 111» (в действительности это был Do 217E-4 из II./KG 40), атакой с дистанции 100 ярдов и падением горящего бомбардировщика в воду. А спустя 8 минут оператор обнаружил новую цель. Па этот раз лётчик открыл огонь с 200 ярдов, добившись многочисленных попаданий по крыльям, что привело к взрыву бензобаков и началу пожара. Тем не менее, Do 217E-4 из I./KG 2 продолжал горизонтальный полёт, пока ещё одна точная очередь, выпущенная в упор, не отправила его в неуправляемое падение.
Новенькие, только с завода, истребители Mk.II в феврале 1942 года. На переднем плане W4090 (попал потом в 151-ю эскадрилью), W4092 и W4088 (оба в 157-ю), а напротив них припаркован, вероятно, W4086 (попал в 264-ю)
Несколько ранее, 13 июня, 264-я эскадрилья тоже начала боевые вылеты на «Москито», и в ночь на 29-е один из её экипажей был близок к успеху, преследуя Do 217E-2 из KG 2. Британцы подбили бомбардировщик, но добить его не смогли (он плюхнулся потом на вынужденную во Франции). Поэтому официальным открытием боевого счёта эскадрильи после перевооружения на двухмоторники стал Ju 88A-4 из KGr.106, в ночь на 31 июля сбитый сквадрон-лидером Чарлзом Куком (Charles A. Cooke) - бывшим комэском, пониженным до флайт-коммандера в связи с переводом эскадрильи на «многомоторный» штат. Кроме всего прочего, этот «Юнкерс» оказался первой жертвой «Москито», рухнувшей непосредственно на английскую землю, а не упавшей в море или разбившейся при возвращении на базу.
23-я интрудерская в свою очередь приступила к боевым вылетам на новом типе в ночь на 6 июля. На единственном на тот момент NF.II (Special) тогда полетел командир части винг-коммандер Берти Хор (Bertie R.O’B. Hoare). Вылет прошел без каких-либо событий, а на следующую ночь тот же экипаж сумел открыть счёт побед «Москито»-интрудеров, отчитавшись об уничтожении Do 217 над Францией.
В том же месяце, в ночь на 29-е ещё однин экипаж из той же эскадрильи - флайт-сержант Кеннет Хокинс со штурманом сержантом Эриком Грегори (Kenneth J.O. Hawkins & Eric C. Gregory) открыли счёт безвозвратных боевых потерь типа, не вернувшись из интрудерского рейда над Голландией. А аналогичная операция 8/9 сентября стоила эскадрилье сразу трёх самолётов и поставила «антирекорд» суточных потерь истребителей «Москито» в ходе боевых вылетов, побитый лишь летом 1944 года.
«Интрудерство» по понятным причинам вообще было делом весьма опасным: действия над вражеской территорией означали угрозу от зениток и истребителей противника в дополнение к обычным опасностям ночных полётов и оборонительному огню немецких стрелков, а заведомо большие расстояния оставляли меньше шансов поврежденной машине дотянуть до ближайшей базы и осложняли работу поисково-спасательной службы.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что относительные потери в «наступательных» операциях постоянно превышали таковые в «оборонительных». Более того, вплоть до ноября 1943 года в интрудерских вылетах число потеряных по всем причинам своих самолётов стабильно превышало число заявленных лётчиками воздушных побед, не говоря уже о числе реально сбитых самолётов противника.
Однако абсолютные величины потерь всё же не доходили до неприемлемого уровня и интрудерские операции продолжались в постоянно увеличивающихся масштабах, благо уменьшение активность немецкой бомбардировочной авиации позволяло выделять на такие миссии всё большее число самолётов.
Безрадарный интрудер NF.II борт DD739 «RX-X» из состава 456-й эскадрильи RAAF, сфотографированный в марте 1943 года. Этот снимок был допущен в печать ещё во время войны, поэтому по требованиям цензора на нём заретушировали все крыльевые антенны
Изначально экипажи интрудеров были нацелены на перехват возвращающихся из рейдов на Англию бомбардировщиков у их собственных баз, но в 1943 году появились новые разновидности этой тактики. Например, «рейнджеры» уже не были привязаны к отражению немецких налётов, а проводили свободную охоту в заданных районах, атакуя как воздушные, так и наземные цели. Причём дневные рейнджеры, в отличии от ночных, основной упор делали именно на штурмовые удары (в основном по паровозам и автомашинам), оставляя борьбу с самолётами на долю одноместных истребителей.
Третьей разновидностью «интрудерства» стал «инстеп» - дневное патрулирование над морем (у берегов Франции) для прикрытия противолодочных самолётов Берегового Командования от ударов немецких фронтовых и тяжёлых истребителей. По аналогии с такими вылетами, рейды к берегам Норвегии в неофициальном порядке стали называть «аутстепом».
«Москито» FB.VI PZ170 «YP-D» из состава 23-й эскадрильи по состоянию на декабрь 1944 года. Этот истребитель, оснащённый радаром AI Mk.XV, несёт интрудерский вариант стандартного ночного камуфляжа вкупе с «полосами вторжения». Судя по тому, что на носу самолёта нанесена иная кодовая буква, прежде он относился к другому флайту той же эскадрильи
Ещё два типа миссий - «флауэр» и «махмуд» соответствовали вылетам в поддержку действий собственных бомбардировщиков: первый обозначал удары по аэродромам немецких ночных истребителей, а второй, выполнявшийся исключительно «радарными» истребителями, - следование перед основным потоком бомбардировщиков для выманивания на себя перехватчиков противника и связывания их боем.
Следующим шагом в развитии этой идеи стало включение нескольких ночных истребительных эскадрилий в состав 100-й группы Бомбардировочного Командования: в декабре 1943 года туда перевели 141-ю и 239-ю, сформировали 169-ю, а 515-ю преобразовали из опытовой в боевую. В мае 1944 года к этой четвёрке добавили ещё 85-ю и 157-ю эскадрильи, а в июле - 23-ю.
Уже упоминавшиеся выше ограничения на использование радаров в интрудерских операциях неукоснительно соблюдались, но с ростом процентной доли истребителей поздних модификаций в боевом строю это грозило стать помехой для грядущих вылетов на поддержку десанта в Нормандии, а потом и войск на континенте. Поэтому в мае 1944 года, когда подготовка операции «Оверлорд» вошла в финальную стадию, экипажи «Москито» NF.XII и XIII начали «неавторизованные» рейды над Францией. Но всё же самолёты с AI Mk.X к таким вылетам приступили только в июне, уже после высадки, когда все запреты были официально сняты.
Высокая скорость «Москито» обеспечивала им возможность успешного перехвата любого разведчика или бомбардировщика противника за исключением высотных Ju 86 и реактивных Me 262 и Ar 234. По истребителям-бомбардировщикам Fw 190 и Me 410 «деревянное чудо» тоже работало вполне успешно даже в условиях дежурства на земле, но в таком случае перехват требовал постоянной работы двигателей в режиме максимальной продолжительной мощности и чётких действий как экипажа перехватчика, так и персонала наземных станций наведения, иначе немцы успевали «ударить и убежать».
А вот перехват самолётов-снарядов, в котором «Москито» участвовали на протяжении всего времени применения этого оружия немцами, был возможен только при дежурстве в воздухе и требовал обязательного разгона на пикировании и очень точного расчёта времени начала атаки, а в случае успеха был чреват «подрывом» на сбитой «Фау-1».
NF.XVII борт «VY-O» из состава 85-й эскадрильи, на котором флаинг-офицеры Эдуард Хеджко (пилот) и Норман Бэмфорд (Edward R. Hedgecoe & Norman L. Bamford) в ночь на 25 марта 1944 года сбили Ju 188, а потом влетели в огненный шар на месте взорвавшегося бомбардировщика
С этой проблемой столкнулся первый же «москитный» победитель «летающей бомбы» - пилот-инструктор 54-й OTU флаинг-офицер Рейн Шульц (Rayne D. Schultz), сбивший самолёт-снаряд в ночь на 15 июня 1944 года и вернувшийся на аэродром с почти полностью сожжённым полотном обшивки. Впрочем, подобная опасность была обычным делом и при перехвате бомбардировщиков, но там основную угрозу предствлял не взрыв как таковой, а столкновение с обломками, стоившее англичанам как минимум десятка потерянных «Москито» (и это только те эпизоды, когда было кому докладывать об обстоятельствах боя).
Изложенное выше касалось ночных действий, а дневные с одной стороны были проще, потому что всё видно, а с другой стороны сложнее и опаснее по той же самой причине. И если дневные рейнджеры и интрудеры при встрече с истребителями противника имели полное право просто удрать, то «инстеп», например, был нацелен именно на ведение воздушных боёв, и их статистика выглядит для британцев безрадостно.
Несмотря на очевидное преимущество в лётных данных «Москито» по сравнению с Ju 88C, общим итогом их боестолкновений в светлое время стала немецкая победа «по очкам», что разительно отличается от результатов ночных воздушных боёв истребителей тех же типов. А уж если дело доходило до встреч с Fw 190, то «москиты» из охотников превращались в жертву и терпели поражение «с сухим счётом».
«Москито» NF.XXX NT370 «ME-P» из состава 488-й эскадрильи RNZAF, на котором флайт-лейтенант Джон Холл с оператором Томасом Тейлором (John A.S. Hall & Thomas F. Taylor) в ночь на 27 марта 1945 года сбили Ju 88, но столкнулись с его обломками. На одном моторе лётчик сумел дотянуть до базы, плюхнувшись там «на брюхо»
Соответственно, «Москито», будучи отличным штурмовиком и ночным истребителем, в качестве дневного истребителя показал себя не лучшим образом и мог успешно «работать» разве что по разведчикам и бомбардировщикам противника. С борьбой с себе подобными («церштёррерами») он справлялся уже посредственно, а против одномоторных «ягеров» оказался просто беспомощным.
«Заморские» и ленд-лизовские «Москито»
В отличие от бомбардировщиков «Москито», которым во Вторую мировую довелось повоевать только на Западном фронте, география применения ночных истребителей того же семейства оказалась более широкой. «За морем» они впервые появились в декабре 1942 года, когда 23-я эскадрилья перелетела из Англии на Мальту. На новом месте эта часть продолжала выполнять интрудерские миссии сначала на безрадарных NF.II, а потом на новых FB.VI, пока в мае 1944 года не вернулась обратно в метрополию.
Безрадарный интрудер NF.II борт DZ231 «YP-R» из состава 23-й эскадрильи в полёте над Мальтой, июнь 1943 года
Второй «заморской» стала 256-я, в июле 1943 года отправившая на Мальту один флайт для обеспечения ПВО сицилийского десанта, а в октябре перебравшаяся туда в полном составе. Летая на NF.XII и XIII, она поначалу решала только задачи ПВО, а осенью 1944 года переключилась на «интрудерство».
В 1944 году началось поступление «москитов» и в некоторые другие средиземноморские эскадрильи. Две из них тогда получили небольшое число NF.XII и XIII в дополнение к старым «Бофайтерам», однако использовали их не слишком долго - не более полугода. А зимой 1944-1945 гг. ещё две эскадрильи «Бофайтеров» прошли полное перевооружение на «Москито» NF.XIX, и с марта ночная истребительная авиация Содружества на Средиземноморском ТВД тоже стала «цельномоскитной», однако «усохла» при этом с 9 эскадрилий на пике численности в октябре 1943 года до трёх на конец войны.
Окраска и обозначения средиземноморских «Москито-файтеров» остались теми же, что и на Западе, а единственным «театровым» отличием, да и то мало распространённым, можно назвать красные коки и чёрные кодовые буквы на некоторых машинах.
Всего за время боевых вылетов над островами Средиземного моря, Северной Африкой, Италией, Балканами и Южной Францией экипажи истребителей «Москито» одержали порядка 70 воздушных побед, полсотни из которых приходятся на 1943 год. Собственные безвозвратные потери составили чуть более 40 машин, половина из которых также пришлась на 1943-й.
NF.XIX борт TA437 «YD-S», весна 1945 года
С того же 1943 года бок-о-бок с англичанами на Средиземном море воевали четыре американских ночных истребительные эскадрильи. Все они летали на «Бофайтерах», пока зимой-весной 1945 года не пересели на более современную технику. Три из них прошли перевооружение на «Чёрную Вдову», а 416-я NFS стала дважды уникальной: единственной американской частью первой линии, вооружённой «Москито-файтерами» и единственным «пользователем» модели NF.XXX на Средиземноморском ТВД. Первые несколько аппаратов этого типа она получила в ноябре 1944 года, а в декабре начала их использование в боевых вылетах.
В январе-феврале 1945 года пятисамолётный детачмент части воевал на Западном фронте, действуя в оперативном подчинении 425-й эскадрильи, но из-за организационных просчётов командировка эта оказалась не слишком удачной.
Но основным полем действия части и тогда, и позже оставалась северная Италия, где лётчики проводили интрудерские рейды, ночные и (в апреле 1945 года) дневные, а также занимались «оборонительным» патрулированием над своими войсками и вылетами на перехват. В одном из них, в ночь на 1 марта экипаж капитана Лоренса Энглерта (Lawrence E. Englert) одержал первую и единственную воздушную победу американских «Москито».
NF.XXX борт MT482 из состава 416-й NFS, Италия, начало 1945. Голубой цвет коков мог быть знаком принадлежности к конкретному флайту
Впрочем, собственного аппарата янки тогда тоже лишились, но не из-за действий противника. Всё началось ещё на этапе набора высоты, когда так и не включилась вторая ступень нагнетателя правого двигателя, а потом он вообще отказал, и финальную стадию перехвата пришлось проводить на одном моторе. Тем не менее, Ju 188 успешно удалось догнать и расстрелять. На обратном пути неисправный двигатель вдруг вспыхнул, вдобавок отказала большая часть приборного оборудования. Но радио осталось рабочим и по командам с земли лётчик сумел выйти к аэродрому, однако при заходе на посадку выяснилось, что правую «ногу» шасси заклинило, а самолёт никак не получается удержать на прямом курсе. Поэтому после набора необходимой высоты экипаж покинул машину. А всего в боевых вылетах 416-я потеряла шесть «Москито», все на Итальянском фронте.
Американцы оставили без изменений британский камуфляж своих NF.XXX, заменив лишь кокарды на «звёзды и полосы» в четырёх позициях: по бортам фюзеляжа, на левом крыле сверху и правом снизу, а триколор на хвосте могли как закрасить, так и оставить как было. Бортовых кодов или тактических номеров 416-я эскадрилья не признавала, используя в качестве индивидуальных обозначений английские серийные номера.
Для полноты картины «заморского» примениния стоит также упомянуть и дальневосточные «Москито-файтеры», успевшие попасть в боевой состав частей первой линии, но так и не вступившие в бой с японцами.
Не слишком качественное, зато цветное фото разведчика PR.XVI из 684-й эскадрильи, демонстрирующего типичный внешний вид индийско-бирманских «Москито» конца войны
На Тихом океане британцы располагали только двумя ночными истребительными эскадрильями. Обе воевали на «Бофайтерах», а в 1945-м сменили их на «Москито» NF.XIX. 176-я на момент японской капитуляции как раз находилась в процессе перевооружения, а 89-я прошла его с марта по июнь, но не вернулась на Бирманский фронт, а осталась в тылу дожидаться начала Малайской операции, так и не состоявшейся из-за окончания войны.
Служба в ВВС мирного времени
После окончания боевых действий обе индийско-бирманские ночные истребительные эскадрильи продолжали эксплуатировать «Москито» NF.XIX вплоть до расформирования в первой половине 1946 года.
На Средиземном море от «Москито» первыми избавились американцы, летом 1945 года перевооружив 416-ю NFS на P-61B, а англичане тогда же расформировали одну из трёх своих эскадрилий (600-ю). Зато осенью они перевооружили 256-ю на NF.XIX, а в начале 1946 года частично перевооружили 255-ю на NF.XXX. Однако в том же году обе эти эскадрильи расформировали.
На бывшем Западном фронте к концу 1945 года число эскадрилий сократилось с 18 до семи, зато самолёты всех ранних модификаций списали, оставив в частях первой линии только аппараты «модели 30», а в течение следующего года повсеместно заменили их машинами послевоенного выпуска. Попутно в 1946 году расформировали ещё две эскадрильи, зато создали одну новую, и по состоянию на 1 января 1947 года ночные истребительные силы RAF состояли из шести эскадрилий: 23-й (бывшая 219-я), 25-й, 29-й, 85-й, 141-й (новой) и 264-й (бывшая 125-я), все на «Москито» NF.36.
NF.XXX борт NT582 «RO-B» из состава 29-й эскадрильи, 1951 год
А старыми «тридцатками» в том же году укомплектовали семь эскадрилий резервистов и ауксилиариев: 500-ю, 502-ю, 504-ю, 605-ю, 608-ю, 609-ю и 616-ю. Но уже в следующием году их все (кроме 616-й - её в 1949-м) перевооружили на одноместные истребители разных типов («Спитфайры»-16 и −22, «Метеор»-3 и «Вампир»-1).
Эскадрильи первой линии тем временем продолжали эксплуатировать NF.36, но от планов перехода на NF.38 отказались из-за того, что эта модель не имела особых преимуществ перед предшественницами, зато несла лишние проблемы с перетяжелённым и ненадёжным радаром. Из-за нехватки «тридцать шестых» 29-й эскадрилье в октябре 1950 пришлось вернуть «тридцатые», но не слишком надолго, потому что на подходе были уже реактивная техника.
Перевооружение всех «западных» частей первой линии на новые самолёты прошло с июля 1951 по июнь 1952 годов, при этом 23-й и 25-й эскадрильям достались «Вампиры» NF.10, а остальные получили «Метеоры» NF.12. После этого поршневые «ночники» остались только на Ближнем Востоке.
В 1949 году из-за роста напряжённости в регионе, специально для прикрытия зоны Суэцкого канала сформировали 39-ю эскадрилью, а два года спустя ещё одну, которой присвоили номер 219. Обе летали на «Москито» NF.36 вплоть до перевооружения на «Метеоры» NF.13 в марте 1953 года, закончив тем самым историю «Москито-файтеров» в строевых частях RAF.
J30 - «Москито» NF.XIX, доработанный по шведским требованиям
Послевоенное сокращение ВВС привело к образованию значительных излишков боевой техники, которую охотно продовали на экспорт. Не стали исключением и «Москито-файтеры»: Швеция приобрела 60 NF.XIX, NF.XXX попали в Бельгию, Францию и Израиль (24, 23 и 20 экземпляров соответственно), а Югославия купила 57 NF.38. Однако, история их эксплуатации и применения уже выходит за рамки данной статьи.
На этом цикл "Цвета военного неба" завершается.
Спасибо от авторов всем, кто читал, оценивал и комментировал :)