«Рабские полосы» над Сирией и Ливаном
Летом 1941 года ,через год после поражения от немцев, французам пришлось вступить в бой со своими былыми союзниками - англичанами. Самолеты ВВС обеих противоборствующих сторон несли на бортах трехцветные кокарды, и французам пришлось постараться, чтобы их истребители не путали с британскими.
С подписанием 22 июня 1940 года Второго компьенского перемирия Французская республика вышла из войны. Под её контролем осталась неоккупированная часть метрополии и все заморские колонии. Великобритания весьма нервно восприняла весть о переходе недавнего союзника в разряд нейтральных держав, склоняющихся на сторону противника, и всего через неделю
нанесла удар по французской военно-морской базе в Мерс-эль-Кебире (Алжир). В конце лета британцы приступили к реализации комплекса военных и дипломатических мер, направленных на передачу контроля над колониями от «марионеточного правительства Петэна» к «марионеточному правительству Де Голля».
Таким образом, вторжение английских войск во французский Левант (территория, примерно соответствующая сегодняшним Сирии и Ливану) было практически неизбежно, но общая обстановка на фронтах и отсутствие у британцев прямой военной необходимости в контроле над этой территорией переводило операцию по вторжению в разряд планов на отдаленное будущее.
Весной 1941 года ситуация поменялась. 1 апреля в Ираке произошел военный переворот, свергнувший пробританское правительство, а 2 мая превентивными воздушными ударами британцы начали Англо-Иракскую войну. 6 мая французский военный министр распорядился обеспечить промежуточную посадку на сирийских авиабазах для немецких и итальянских самолетов, летающих из Греции в Ирак, а также проводку железнодорожных эшелонов с оружием и боеприпасами из портов Леванта в Мосул.
9 мая в Сирии приземлились первые немецкие боевые и транспортные самолеты, 11 мая они проследовали дальше к месту назначения. Благодаря чтению итальянской дипломатической переписки британская разведка своевременно об этом узнала, поэтому 14 мая, когда нарушивший границу «Бленхейм»-разведчик обнаружил взлетающий с аэродрома в Пальмире транспортник Ju 90, палестинское командование Королевских ВВС Великобритании сразу же получило добро на проведение воздушных ударов по авиабазам, на которых было отмечено германское присутствие. Первый из ударов был нанесен тем же вечером.
Истребитель «Девуатин» D.520 из 5-й эскадрильи авиагруппы GC III/6 сфотографирован на Сицилии во время промежуточной посадки при перелете из Франции в Сирию.
Этот боевой вылет стал началом вялотекущей воздушной войны, которая не закончилась и после капитуляции иракских войск 31 мая и эвакуации немецкого и итальянского контингентов. Одновременно была интенсифицирована подготовка наземной операции, и в ночь на 8 июня союзные войска перешли границы Сирии и Ливана. Во вторжении приняли участие части британской и австралийской армий, а также Свободной Франции.
Первоначально в Леванте у французов вообще не было истребительной авиации, но в марте 1940 года туда была переведена GC I/7 (1-я группа 7-й истребительной эскадры) - две эскадрильи истребителей «Моран-Солнье» MS.406. В мае следующего года она все еще оставалась единственной защитой колонии от воздушного нападения, и её летчикам, пропустившим бои с немцами, пришлось сразиться с английской авиацией. Всего за время сирийской кампании GC I/7 одержала три воздушные победы, потеряв в боях трех летчиков погибшими. Еще два пилота сумели посадить свои поврежденные самолеты на брюхо.
MS.406 (серийный №785) из состава 1-й эскадрильи авиагруппы GC I/7, Ливан, май 1941 года, авиабазы Раяк (Rayack) и Эстабель (Estabel). Истребитель несет крыльевой код L-814 и тактический номер 8. Над фюзеляжной кокардой нанесена эмблема эскадрильи в виде рыцарского шлема с развевающимся плюмажем из перьев - в Первую мировую войну она принадлежала эскадрилье SPA.15 и была известна как «Шлем рыцаря Баярда».
Самолеты, на которых GC I/7 летала в 1941 году, несли стандартный четырехцветный французский камуфляж периода Второй мировой войны. Базовым цветом верхних и боковых поверхностей был серый с синим отливом (gris-bleu foncé), поверх которого наносили пятна темно-зеленого (vert) и одного из оттенков темно-коричневого (известны минимум четыре коричневых краски) цветов. Нижние поверхности красили в светлый серый (gris-bleu clair) - несмотря на название краски, синий оттенок в ней фактически не просматривался).
Комплект опознавательных знаков и тактических обозначений в целом соответствовал стандартам начала 1940 года, но с некоторыми изменениями: бортовые (точнее, хвостовые) номера писали настоящими арабскими цифрами, а не их европейскими аналогами; кроме того, цветной киль самолета указывал на принадлежность к конкретному патрулю (звену).
Австралийские солдаты возле брошенного на аэродроме «Морана» из GC I/7. Судя по эмблеме, сочетающей в себе эмблемы обеих эскадрилий, самолет принадлежал управлению группы.
Еще в июле 1940 года для военных самолетов, подконтрольных правительству Виши, ввели специальные обозначения, чтобы избежать путаницы с английскими, румынскими и любыми другими самолетами с опознавательными знаками в виде концентрических кругов. Эти обозначения состояли из белой окантовки вокруг фюзеляжной кокарды и горизонтальной белой полосы вдоль фюзеляжа под кокардой. В GC I/7, однако, эти указания были проигнорированы.
Приказом штаба французских ВВС (Armée de l'Air) от 20 мая 1941 года французские самолеты получили желтые «сирийские» элементы быстрой идентификации: «По причине схожести между французскими и английскими кокардами, во избежание столкновений между французскими и немецкими самолетами и по личному запросу рейхсмаршала Геринга, предписывается, чтобы французские самолеты, используемые в Сирии, несли оперение и капоты моторов (до уровня передней кромки крыла), выкрашенные в желтый цвет».
На практике капоты целиком в желтый цвет красили только на тяжелых самолетах, а на истребителях делали желтым только кок (на «Девуатинах»), или кок и небольшую часть капота (на «Моранах»). Исключением были единичные D.520 из последних пополнений конца июня - начала июля 1941 года.
M.S.406 (серийный №784) из состава 2-й эскадрильи GC I/7, на котором в начале июля летал с сирийского аэродрома Тель-Аран (Tell Arane) аджюдан-шеф Жорж Амарже (Georges Amarger). Самолет несет крыльевой код L-813 и эмблему 2-й эскадрильи - «Иерусалимский крест». В первую мировую войну эмблема принадлежала эскадрилье SPA.77.
В первых числах месяца Амарже заявил о двух сбитых британских «Бленхеймах», один из которых, в действительности будучи «Веллингтоном», стал единственной ночной победой французских летчиков за всю Вторую мировую войну. Свою третью победу Амарже одержал в апреле 1945 года на «Спитфайре», воюя уже на стороне союзников в составе GC II/7.
На самолетах GC I/7 при нанесении желтых элементов быстрой идентификации прежние тактические обозначения были закрашены. Исключением из этого правила были только штабные машины, у которых эмблема группы на киле была сохранена. В последние дни конфликта окраска всех сохранившихся «Моранов» была дополнена красными полосами на горизонтальном оперении, бывшими частью обозначений, введенных 24 июня 1941 года для всех самолетов «ВВС Перемирия» (Armée de l'Air de l'Armistice), как иногда именовали военно-воздушные силы режима Виши. До эвакуации из Леванта эти «рабские полосы» успела получить и часть самолетов других типов. В большинстве случаев их наносили только на хвостовое оперение (и горизонтальное, и вертикальное), а носы оставались полностью желтыми.
После начала британских воздушных ударов по французским аэродромам и другим военным объектам в Леванте быстро отреагировали немцы и итальянцы, по соглашению о перемирии контролирующие численность и дислокацию французских ВВС. Они не только разрешили усилить местную воздушную группировку, но и обеспечили бесперебойный прием и дозаправку перегоняемых самолетов на своих аэродромах в Италии и оккупированной Греции.
Что касается истребителей, то в зону боев направляли только части, вооруженные «Девуатинами» D.520. Первой в Сирию прибыла авиагруппа GC III/6 (две эскадрильи), завершившая перебазирование 27 мая. Ее самолеты несли стандартный камуфляж и комплект опознавательных знаков, дополненный нанесенной летом 1940 года белой полосой-стрелой вдоль фюзеляжа и новыми желтыми элементами быстрой идентификации. Характерными для группы тактическими обозначениями были эмблемы эскадрильи на килях и бортовые номера на фюзеляже и верхней поверхности правого крыла. Штабные машины отличались «сдвоенной» эмблемой группы, состоявшей из эмблем обеих эскадрилий, и буквой взамен бортового номера.
D.520 (серийный №277) из состава 5-й эскадрильи GC III/6, авиабаза Раяк, конец мая - первая половина июня 1941 года. Самолет был персональным истребителем су-лейтенанта Пьера Ле Глоана (Pierre Le Gloan) еще со времен французской кампании - на нем он одержал семь из своих 11 побед во Франции (первые четыре победы были заявлены на MS.406). Самый знаменитый бой летчика состоялся 15 июня 1940 года - после него Ле Глоан доложил об уничтожении пяти итальянских самолетов (четыре истребителя CR.42 и бомбардировщик BR.20). После этого на фюзеляже «Девуатина» появилась трехцветная «полоса аса».
На этом же истребителе французский ас одержал четыре победы в Леванте, последнюю из них - в бою с «Гладиаторами» 15 июня 1941 года. После боя с британскими истребителями-бипланами он едва дотянул на изрешеченном самолете до базы и совершил вынужденную посадку, не выпуская шасси. Получив новый «Девуатин» взамен списанного, Ле Глоан одержал еще три победы, став лучшим асом сирийской кампании и одним из наиболее результативных французских асов Второй мировой войны в целом (всего 18 побед, из которых 8 личных и 10 в группе).
Снятый на фоне величественного горного пейзажа в Ливане «Девуатин» D.520 (серийный №382) из состава авиагруппы GC III/6 несет типичные для своей части элементы окраски - белая стрела вдоль борта фюзеляжа, крупные бортовые номера, желтые кок винта и хвостовая часть фюзеляжа с оперением.
Всего за время участия в боевых действиях в Леванте авиагруппа GC III/6 одержала 21 подтвержденную победу, потеряв четырех летчиков погибшими, двух пленными и одного раненым. Еще один пилот спасся на парашюте после столкновения с неприятельским истребителем, а четверо (включая Ле-Глоана) совершили вынужденные посадки.
Следующая авиагруппа, GC II/3, прибыла в Сирию 16 июня, уже после начала вторжения. В целом её самолеты выглядели так же, как и машины GC III/6, но практика повторения тактического номера на крыле отсутствовала, а белые полосы на борту встречались крайне редко (вероятно, они были признаком аппаратов из последних пополнений). На части истребителей была синяя (для 3-й эскадрильи), красная (для 4-й эскадрильи), или двухцветная (для штаба группы) наклонная полоса на фюзеляже.
D.520 (серийный № 343), на котором в июне 1941 года с сирийских аэродромов Хомс (Homs) и Алеппо-Нераб (Alep-Nerab) летал командир GC II/3 командант Жюль Морла (Jules Morlat). 1 июля он провел на нем неудачный воздушный бой с «Харрикейнами», после которого поврежденный истребитель списали.
Командант Морла командовал группой еще с довоенных времен и оставался на этой должности вплоть до начала ноября 1942 года, уйдя на повышение за два дня до начала операции «Факел». Всего за время Второй мировой он одержал три воздушные победы (все в мае-июне 1940 года). Возглавляемая им GC II/3 за время сирийской кампании одержала четыре официально подтвержденные победы, потеряв одного летчика убитым и одного пленным.
Последней французской истребительной авиачастью, принявшей участие в боях 1941 года, стала эскадрилья морской авиации 1AC, прибывшая на театр военных действий 4 июля. Сразу после этого итальянское командование запретило дальнейшую отправку пополнений с острова Родос, т.к. со дня на день ожидало падения Бейрута.
Линейка самолетов эскадрильи 1AC в Тунисе. Самолеты несут эмблему эскадрильи - черно-белого морского конька в красном круге. К сожалению, фотографий самолетов эскадрильи сирийского периода авторам найти не удалось, но можно предположить, что по прибытии на фронт эти истребители выглядели точно также, отличаясь лишь добавлением желтых и/или красно-желтых элементов быстрой идентификации. Меньше чем за неделю участия в боях эскадрилья одержала шесть воздушных побед, собственные потери составили одного погибшего летчика и одного раненого.
10 июля французский командующий подписал соглашение о прекращении огня, вступившее в силу с 00:01 12 июля. По условиям капитуляции проигравшая сторона получала возможность спокойно эвакуировать личный состав и технику, а победители репатриировали во Францию всех пленных (за исключением небольшого процента пожелавших присоединиться к Свободной Франции). Все способные подняться в воздух «Девуатины» совершили обратный перелет через Грецию и Италию в Тунис, а «Мораны», которым недоставало дальности полета, были брошены в Сирии. Французы даже не стали их сжигать, а просто «подарили» противнику.