Вслед за октябрём приходит ноябрь
Период ноябрьского новолуния тоже начался со штормовой погоды, но на 27 ноября синоптики дали благоприятный прогноз. Штрассер отправил в очередной рейд 10 кораблей, назначив целью индустриальные районы Центральной Англии. Система ПВО там была несоизмеримо слабее столичной, и все предыдущие налёты обходились без потерь и повреждений.
Слева «Цеппелин» L.34, справа его победитель 2-й лейтенант Иэн Пайотт.
Над Северным морем «эскадра» разделилась: пять старых кораблей проследовали в заданный район, а новые пошли дальше на север. Лидером этой группы оказался L.34, в 23:30 пересёкший береговую черту севернее Хартлпула. Его командир капитан-лейтенант Макс Дитрих (Max Dietrich) намеревался бомбить Ньюкасл, но передумал, попав в свет прожекторов всего в нескольких километрах от берега. Вероятно, он решил, что в такую ясную ночь будет слишком опасно долго лететь над сушей, и сбросил часть бомб у деревни Хаттон-Генри, а потом развернулся и остаток бомбовой нагрузки вывалил на Западный Хартлпул.
Хорошо освещённый прожекторами цеппелин привлёк внимание сразу нескольких пилотов 36-й эскадрильи RFC, но первым успел с атакой 2-й лейтенант Иэн Пайотт (Ian V. Pyott). В ту ночь он уже успел совершить один боевой вылет, но тревога оказалась ложной. На аэродроме выложили сигнал отбоя, но при появлении противника перехватчики как раз оказались наготове.
B.E.2c с серийным номером 2738 из 36-й эскадрильи RFC, на котором 2-й лейтенант Пайотт сбил дирижабль L.34. Самолёт относительно раннего выпуска (начало 1916 года), доработанный до стандарта поздних машин. Использование ракетно-бомбового оружия не предусматривалось.
Во второй раз Пайотт взлетел в 22:22 на том же B.E.2c и на момент обнаружения цеппелина успел набрать 9800 футов высоты. Противник шёл ему навстречу курсом на юг и был ниже на несколько сот футов - то есть больше чем на километр ниже стандартного для типа R рабочего эшелона. Причины этого не известны - возможно, это была техническая неисправность; так, например, на подходившем тогда же к берегу L.36 из-за обледенения заклинило автоматические клапаны газовых ячеек, и он вынужден был держаться ниже 3000 метров.
Сблизившись с целью, англичанин подошёл к противнику справа спереди, цветной ракетой подал зенитчикам сигнал прекратить стрельбу, спикировал и открыл огонь, уже проходя под центром дирижабля. Затем пилот перешёл в набор высоты и, убедившись, что цеппелин начал поворот на восток, лёг на параллельный курс. За пару минут Пайотт выпустил несколько очередей, метя в одну точку на левом борту и корректируя огонь по трассам «спарклов». Через некоторое время на темной туше дирижабля появилось небольшое светлое пятнышко, начавшее быстро расти, а затем из обшивки вырвалось пламя, быстро охватившее весь корабль. Через несколько минут плавного падения тот разломился надвое при ударе о воду в миле от устья реки Тис.
«Цеппелин» L.21 в ангаре и экипаж 51-й эскадрильи RFC в кабине F.E.2b раннего выпуска (с трёхколёсным шасси).
Пайотт в 00:01 совершил посадку на своём аэродроме. На земле он подсчитал число оставшихся в диске патронов и записал в рапорте расход боеприпасов - 71 пуля.
Остальные цеппелины северной группы по разным причинам отказались от проведения атаки и береговую черту так и не пересекли. Зато южная группа оказалась более деятельной: капитаны прорывались через зенитный огонь, уклонялись от перехватчиков и провели бомбометание, почти безрезультатное. При этом L.22 был поражён, но сумел дотянуть до ближайшей базы.
Самым настойчивым и одновременно самым умелым показал себя капитан L.21 обер-лейтенант Курт Франкенбург (Kurt Frankenburg). Он проследовал дальше остальных и сбросил бомбы на, как немцы полагали на основании данных радионавигации, Манчестер. В действительности цеппелин прошёл мимо этого затемнённого города и отбомбился по Сток-он-Тренту, причинив застройке минимальный ущерб. Вероятно, из-за той же навигационной ошибки Франкенбург неправильно построил обратный маршрут, пройдя через районы максимальной концентрации аэродромов ПВО.
«Цеппелин» L.21 в полёте.
После отказа одного из трёх двигателей скорость корабля заметно упала, но умелым маневрированием капитан сумел сбросить с хвоста два B.E.2e из 38-й эскадрильи RFC - оба лётчика в рапортах особо отметили его манёвры уклонения. Третий перехватчик, F.E.2b из 51-й эскадрильи, уже целенаправленно охотился за «Мэри» (кодовое имя, присвоенное L.21 штабом ПВО во время рейда), но англичан подвёл собственный двигатель, засбоивший прямо в момент атаки.
В 06:05 дирижабль вышел к берегу в районе Ярмута, но ещё ничего не закончилось: в воздухе находились два B.E.2c авиастанции RNAS (Royal Naval Air Service - Королевская служба морской авиации) Грейт-Ярмут. Оба лётчика, флайт-суб-лейтенанты Джеррард Фейн (Gerrard W.R. Fane) и Эдуард Пуллинг (Edward L. Pulling), были слишком далеко и не заметили сам корабль, зато были привлечены разрывами снарядов ярмутских зенитных батарей и начали преследование.
Однако первым к цели успел их сослуживец флайт-лейтенант Эгберт Кэдбери (Egbert Cadbury),
будущий убийца Штрассера, взлетевший в 06:18 и спустя четверть часа в 9 милях юго-восточнее Лоустофта обнаруживший цеппелин на фоне посветлевшей восточной части неба.
Флайт-суб-лейтенант Эдуард Пуллинг и флайт-лейтенант Эгберт Кэдбери после победы над L.21.
Тот всё так же шёл на двух двигателях, поэтому догнать его оказалось несложно. Держась сзади и на 700 футов ниже противника и продолжая сокращать дистанцию по горизонту, Кэдбери под ответным огнём расстрелял один за другим все свои четыре диска. По отчёту пилота, в момент начала атаки дирижабль держал скорость всего 35 миль в час, а к концу её ускорился до 55: возможно, немцы запустили проблемный мотор или дали полный газ остальным. Сразу стал заметен явный дифферент на корму.
Вторым в атаку вышел Фейн, занявший позицию сбоку всего в 100 футах от левого борта цеппелина, но в момент открытия огня его пулемёт заклинило (замёрзла оружейная смазка), поэтому лётчик начал набирать высоту для бомбовой атаки, которую, впрочем, так и не успел провести.
Вслед за Фейном атаковал Пуллинг, летевший на 50 футов ниже дирижабля, но его оружие тоже отказало после нескольких выстрелов. Отвернув вправо, чтобы спокойно заняться устранением неисправности, он услышал звуки пулемётной стрельбы со стороны дирижабля, а обернувшись через плечо, увидел, как от кормы корабля вперёд побежало пламя и он начал падать хвостом вперёд. Чтобы уйти с траектории горящего цеппелина, Пуллингу пришлось пикировать в сторону.
Флайт-суб-лейтенант Пуллинг в кабине B.E.2c с серийным номером 8626, на котором он участвовал в охоте на L.21.
В 06:42 горящие обломки упали в море, а в течение следующих 40 минут все три аэроплана приземлились на своих базах (у станции было несколько аэродромов, и три пилота летали с разных площадок). Из рапортов лётчиков следует, что наибольший вклад в уничтожение врага внёс Кэдбери, но по неясной причине победу засчитали только выпустившему последние пули Пуллингу. Фейн и Кэдбери в ту ночь совершили по два боевых вылета, а Пуллинг поднялся в воздух лишь один раз, зато этот вылет был уже 13-й его «антицеппелинный» патруль. На тот момент это было рекордом британской ПВО, и не исключено, что при выборе «главного героя» командование учло это обстоятельство.
Гибель двух дирижаблей сразу и в центральной, и северной зонах показала, что в Англии больше нет безопасных районов. Тем не менее Штрассер не собирался прекращать налёты. Для большей безопасности немцы решили усилить стрелковое вооружение кораблей (хотя сам командующий и считал эту меру бессмысленной) и запретить проведение бомбардировок в условиях хорошей видимости.
B.E.2c с серийным номером 8626 из состава авиастанции RNAS Грейт-Ярмут, осенью 1916 года задействованный в четырёх «антицеппелинных» патрулированиях: ночью на 3 сентября на нем летал флайт-лейтенант Кэдбери, а при отражении двух следующих налётов и перед рассветом 28 ноября его пилотом был флайт-суб-лейтенант Пуллинг. Он же погиб на нём в авиакатастрофе 2 марта 1917 года, когда машина разрушилась в воздухе при выполнении высшего пилотажа. B.E.2c с серийным номером 8625, на котором в ночь на 28 ноября летал Кэдбери, выглядел так же.
Следующий «период атаки» пришёлся на рождество. Последний в 1916 году рейд на Англию начался 28 декабря с приказа: «Атаковать Англию-Юг, если это вообще возможно, то Лондон. Атаковать только с прикрытием облаков, в противном случае возвращаться назад».
В налёт ушли шесть кораблей, но над Северным морем дирижабли встретили всё более усиливающийся юго-западный ветер, тормозивший их продвижение и относивший в сторону, и через некоторое время Штрассер дал отбой операции. Но даже несостоявшийся налёт не обошёлся без потерь: на посадке порыв ветра подхватил новенький, хотя и устаревший по конструкции «Шютте-Ланц» SL.12 капитан-лейтенанта Вальдемара Кёлле (Waldemar Kölle) и бросил на стену газгольдера базы. Носовая часть смялась, обшивку распороло, так что полёт против сильного ветра просто вскрыл бы корабль как консервную банку. Поэтому капитан не пытался сделать второй заход, а совершил вынужденную посадку на поле за границей базы, где налетевший ночью шторм довершил разрушение дирижабля.
На пути к «хайт-клаймерам»
На такой минорной ноте закончилась бомбардировочная кампания 1916 года. Её результаты были неоднозначными: по сравнению с 1915 годом троекратное увеличение задействованных сил дало 35% рост числа пострадавших среди числа жителей английских городов при 30% падении материального ущерба от бомбардировок.
Носовая гондола армейского «Цеппелина» с оборонительным пулемётом «Парабеллум». Экипажи флотских дирижаблей предпочитали использовать «Шпандау».
Разумеется, эти данные были секретными, но немецкая разведка всё же получала кое-какую информацию, плюс собственные потери были отлично известны. В штабе флота стали сомневаться в том, что результаты дальнейших налётов на Англию сумеют оправдать затраченные усилия и понесённые потери. Однако Штрассер считал необходимым продолжить наступление и сумел убедить в этом адмиралов, напирая на то, что не так важен прямой ущерб от налётов, как сама возможность перенесения войны на прежде недоступную территорию островов и косвенный ущерб в виде нарушения функционирования транспортной системы, страх перед дирижаблями у населения, а главное - отвлечение в систему ПВО значительных материальных и людских ресурсов.
При этом явно требовалось обеспечить безопасность атакующих дирижаблей, поскольку, если статистика последних пяти рейдов стала бы устойчивой тенденцией, то совсем скоро потери грозили сделаться невосполнимыми. Сначала решение проблемы виделось в увеличении скорости, но уже в январе 1917 года Штрассер выступил с предложением модернизации цеппелинов типа R, увенчавшейся созданием ударных высотных «хайт-клаймеров», которые на следующие полтора года стали, пусть и ценой уменьшения боевой нагрузки и точности бомбометания, фактически неуязвимыми для английской ПВО
.
Верхняя пулемётная платформа позднего армейского «Цеппелина».
Британское командование тоже сделало определённые выводы. После первых же успехов перехватчиков, уверившись в достаточности лётных данных имеющихся аэропланов и действенности зажигательных и разрывных пуль винтовочного калибра, оно уже не требовало срочной разработки новых самолётов и потеряло интерес к экспериментам с авиационными орудиями и крупнокалиберными пулемётами. Уже осенью 1916 года главным оружием истребителей ПВО стали пулемёты Льюиса, а в начале весны 1917 года ракеты, бомбы и стрелы окончательно исключили из перечня стандартных комплектаций самолётов, предназначенных для защиты неба метрополии.
Автор текста Юрий Сергиевич.
Оригинал