Как обычно в нелюбимый свой праздник (день рождения) подвожу итоги. Книга сдана на редактуру весной и всё еще редактируется - издатель занят доставкой гуманитарки на СВО. Что ж, занятие необходимое, но, боюсь, читатели потеряют интерес к теме. Работа над текстом о второй войне идет, и кроме того не теряю надежды переиздать главы, посвященные участию в грозненских боях 74 гв.омсбр и 45 орп СпН ВДВ, отдельной книгой, так как не весь материал из собранного вошёл в новую редакцию "Черного снега Грозного".
Если есть желание поддержать исследования, то вот номер банковской карты (ВТБ):
2200 2402 1471 3675
НОЧЬ С 9 НА 10 ЯНВАРЯ 1995 ГОДА, ОБРУШЕНИЕ ЭТАЖЕЙ ДЕВЯТИЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ КОРПУСА "В" ГРОЗНЕНСКОГО НЕФТЯНОГО ИНСТИТУТА. ЭКСГУМАЦИЯ ОСТАНКОВ БОЙЦОВ 4 МСР 74 ГВ.ОМСБР
Из дневника В.Пфунд, 6 мср: "4-ю роту завалило. Еще бы наши не стреляли...".
Гвардии рядовой В.Горшунов, 4 мср:
- Несколько этажей здания сложились, после того как наш же танк выстрелил в верхние этажи. Много парней там осталось.
Гвардии младший сержант В.Пфунд, 6 мср:
- Когда уже в здание зашли, почти напротив стояла высотка, и сильно оттуда долбили. Решили ее " уронить" и потеряли танки, хоть и охраняли их от РПГ. Это все в первые пару дней было, "чехи" нас пытались выбить всем, чем можно.
Гвардии рядовой Е.Смелых, 6 мср:
- В нефтяном институте "свечка", девятиэтажка, горела, осыпалась, и в подвале завалило обломками с десяток пацанов с 4-й роты..
Из незавершенных воспоминаний рядового В.Пряхина (4 мср). Отрывок публикуется с разрешения автора: "Цокольный этаж нефтяного института был разделен по всей длине гардеробной решеткой, за ней горели три костра и возле каждого располагались бойцы нашей роты. Клименко и Гончаренко ушли на пост первого этажа. Я остался внизу со всеми, устроился возле второго костра, собирался почистить пулемет и разобраться с НСПУ. Парни у первого костра заваривали чай в котелке и звали к себе. Приставив пулемет к решетке гардероба, облокотившись на Трофимова Мишку я задремал. Через некоторое время Орел с Греком снова и более настойчиво пригласили отведать чайку, и, поднявшись, я подошел к ним. Взяв котелок из рук Орла, собирался пить чай. Вдруг раздался оглушительный грохот за спиной, все вокруг заволокло пылью. Бросив котелок с горячим чаем прямо на Орла я вскочил и начал шарить вокруг. Добрался до стоявшего на этаже письменного стола - нашел Грека. В тумане пыли наткнулся на Орла, спросил: "Жив?" Ответа не было. Дальше справа от меня находились стальные вешалки, стащенные в кучу, и вот они спасли Бессонова и еще одного бойца, удержав груду упавшего сверху бетона. Подождав пока осядет пылища, стали вытаскивать Орла, как бревно, через окошко для выдачи верхней одежды. Он, похоже, был в глубоком шоке от произошедшего, да еще я обдал его крутым кипятком. Все верхние плиты сложились прямо середину цоколя и похоронило более двадцати бойцов. Выбравшись из-за решетки, услышали крик: "Пацаны, помогите! Я ослеп!" Это был Трубицин Андрей, он спал у третьего костра и остался из всех сидевших возле костра один в живых. Я залез к Орлу в карман, достал спички и, освещая себе путь, с трудом, но дошел до Андрея. Он сидел на корточках, закрывая голову руками и кричал: "Я ослеп!" "Ты не ослеп, это пыль, убери руки, посмотрю". Андрей убрал руки - в пробитой голове оказалось рана сантимеров семь и мозг торчал наружу. "Закрывай руками и пошли отсюда потихоньку!"
Гвардии капитан П.Могилевский:
- На видеокадрах эксгумации есть где-то и я, хотя очень старался в объектив не попасть. Как раз для съемок привезли из Моздока купленную видеокамеру. В тот момент меня отправили в отдел оргмоб и комплектования. Начальник отдела майор Александр Поляков убыл из здания Потребкооперации домой на похороны отца. Уехал и не вернулся. Меня и пихнули в отдел, сказав, раз штабист, то иди, помогай оставшему в отделе капитану Александру Сидельникову. Информация о потерях поступала регулярно и мы, в принципе, располагали данными сколько потеряно человек и где. Знали и сколько человек лежит под завалом. В общем, кем я только не был, блин! Топографом, в отделе комплектования! После вывода бригады из Грозного в станицу Петропавловская стало известно количество потерянных нами людей. По крайней мере приблизительно сколько и где. И стало ясно, что в развалинах тела 2-го батальона. Верхние перекрытия были задеты вполне возможно и нашей артиллерией. Крыли по Совмину и вполне может быть, что на излете задели девятиэтажное здание. В чем заключалась трудность: бетонные плиты сложились, завалили подвал, точно слоеный пирог и ничем взять завал было невозможно, пока не вошла группировка МЧС. Начальником штаба в этой группировке был генерал Салов, бывший ранее НШ 28-го кемеровского корпуса. То есть это человек, непосредственно знакомый с нашей бригадой. Это был хороший офицер, во всяком случае неплохой начальник штаба. Вышли на него и он дал для вскрытия бетонного завала бульдозер с клыком и мощный эскаватар, и благодаря технике вспороли плиты и извлекли тела. Трупы находились в мумифицированном состоянии, видимо под завалом возник огонь и в результате горения произошла мумификация. Погибшие легко узнавались в лицо. На камеру производили съемку каждого из тел и извлеченых из обмундирования военных билетов. Помню, одного из погибших звали Герман. Почему запомнил: через несколько месяцев в Томской области отбирал личные дела бойцов для пополнения бригады, потому что бригада была полностью израсходована. Весенний призыв шел прямиком к нам, и я отбирал, чтобы не попались сироты, не был единственным ребенком в семье, и прочие ограничения. И самое главное - степень годности здоровья. И как раз в военкомате висел портрет этого бойца по имени Герман. Родом из районного центра Бахчар Томской области. Таким образом мы сами искали своих погибших, сами их находили, сами их доставали. Помощников не было, только вот техникой помогли.
Всероссийская Книга памяти: "Герман Вадим Сергеевич, рядовой, номер расчета, род. 30.10.1974 г. в с. Колпашево Колпашевского р-на Томской обл. В Вооруженных Силах РФ с 21.06.1994 г. Погиб 10.01.1995 г. Награжден медалью Суворова, орденом Мужества (посмертно). Похоронен в с. Большая Галка Бакчарского р-на Томской обл".
Фамилии погибшие при обрушении высотного здания корпуса "В" Грозненского нефтяного института, которые сумел выяснить в процессе работы над книгой. Буду благодарен за уточнения!:
Гвардии рядовой Белоус Константин Юрьевич
Гвардии рядовой Герман Вадим Сергеевич
Гвардии рядовой Лореш Вадим Андреевич
Гвардии рядовой Муртазин Эдуард Мазитович
Гвардии младший сержант Суханов Андрей Геннадьевич
Гвардии рядовой Трофимов Михаил Юрьевич
Гвардии рядовой Хайруллин Динар Абударович
Гвардии рядовой Шаравин Михаил Юрьевич
Военный билет и останки рядового В.Германа: