Охальник Аракчеев

Nov 30, 2012 06:13



Листала давеча «Биржевые ведомости» за январь 1910 года в поисках определенной  статьи, но не могла не отвлекаться на другие материалы. Что не говорите, а газеты тогда были куда увлекательнее. И читать их, вероятно, можно было даже до обеда.

Какие сюжеты, какие персонажи… а эта старомодная манера журналистской подачи… ну и - подробности старинных страстей и историй.

Не удержалась и записала на память:

Историческое кощунство

(По телефону из Москвы)

ПСКОВ 21-го января

На вчерашнем заседании комитета по созыву Новгородского археологического съезда епископ Андроник сообщил, что в соборе исторического села Грузино в изображении Богоматери обнаружено кощунство. Лики Богоматери и Божественного Младенца представляют собой точные портреты Анастасии Минкиной и ея сына; в складках ризы Богоматери изображено лицо гр. Аракчеева. Икона из храма убрана. («Русское слово»)

// Биржевые ведомости. - 1910. -  № 11527. - 22-го января, вечерний выпуск.

История, похоже, имела резонанс, потому что несколько дней спустя встречаем продолжение:

Новое кощунство в столице Аракчеева (Корреспонденция «Биржевых ведомостей») ПСКОВ 29 января

Образ Богоматери, кощунственно написан одной итальянской знаменитостью, и жители Грузина, посещающие собор во время богослужения, долго не обращали серьезного внимания на этот образ, пока в печати не появилось ошеломляющее известие одного любителя церковной старины, доказавшего полное сходство образа Богоматери с домоправительницей гр. Аракчеева - Настасьей Минкиной.

Но не меньший интерес представляет собою и образ Христа Спасителя, долго таивший под своею ризою дерзкое кощунство времен Аракчеева. Этот образ находится в правой части иконостаса в том же соборе; на нем изображен Христос, держащий в правой руке Евангелие. Образ покрыт массивною серебряною ризою и находится под стеклом. Но если открыть у образа раму и внимательно присмотреться к нему, то перед глазами зрителя ясно предстает следующая картина: один из серебряных листов Евангелия отгибается при помощи едва заметного шарнира и под ним открывается замечательный по своей наглости сюжет, писаный масляными красками, изображающий сидящим на облаках в полном парадном военном мундире гр. Аракчеева.

// Биржевые Ведомости. -  1910. - № 11539. - 29-го января.

А спустя несколько дней, 2-го февраля иконописным нелепостям посвятили целую статью «Суздальские Рафаэли и адописне иконы», в которой А. Измайлов сначала предается размышлениям о причинах происхождения Грузинских кощунств - собственное ли то Аракчеева нахальство или презренное холуйство приближенных к нему лиц, а после приводит известное свидетельство Лескова об «адописных иконах» и случаи кощунств «по невежеству», которые тоже очаровательны.

Например, изображение мужчины с простертыми в стороны руками, в ладони которому живописец ничтоже сумняша поместил по глазу. И сие есть иллюстрация к давидову «Очи мои выну ко Господу».

Или образ скромного человека апостольского типа «с веткою в глазу» - к тексту, как вы понимаете, -  «Что видиши сучец… изми прежде бревно».

Или вот, похожее на рекламный ход: Жертвоприношение Авраама, и праотец вздымает нож с надписью «Завьяловъ въ Вореме».

Previous post Next post
Up