Интересно бывает порою: читая историческую публицистику, открыл для себя замечательного художника, говоря несколько стандартно - певца нашей украинской природы Константина Яковлевича Крыжицкого (1858 - 1911). От всех этих шагаломалевичей давно так с души воротит, что вообще о живописи вспоминать противно, а здесь словно вдохнул свежего ветерка на берегу задумчивого пруда, прошёлся по снежному лесу, где пахнет тающим снегом и корою уснувших старых дубов...
Но в статье Михаила Меньшикова "Злая сила" (1911г) из "Писем к ближним" речь идёт об очень грустном: талантливейший русский художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств К.Я.Крыжицкий покончил с собой, доведённый до самоубийства клеветой и грязной газетной травлей. Собственно стал одним из многих наших национальных талантов, будь то в литературе, живописи и др., либо покончивших с собой, либо надорвавшихся и ушедших значительно раньше срока, либо погибших от чьих-то рук при непонятных обстоятельствах.
Как писал Меньшиков " Не все кончают петлёй, но паралич сердца уносит в могилу многих....Чем больше публика рукоплескала любимому пейзажисту, тем сильнее слышалось шипенье разных гг. Бенуа, Бакстов и их сродников". А я-то по наивности думал, что вся эта травля русского началась после победы в 17м определённых кругов...Ан нет - после "революции" она только развернулась во всю мощь, достигая апогея в наши дни, а корни её лежат ещё в той, подтачиваемой подло, исподтишка паразитами старой России.
В статье "Злая сила" прямо говорится:
"...плоха школа, плоха обстановка, в какую попадают наши "свободные художники". Даже такой исключительный счастливец, как Крыжицкий, наживший в молодые годы славу и независимость....- даже Крыжицкий под каким-то смрадным давлением не устоял в жизни.
Государству следует присмотреться к этому давлению; отвратительная обстановка должна быть почищена и упорядочена....Рассаднику искусств, Петербургской академии принесло бы большую пользу, если бы во главе её вместо блестящих и равнодушных лиц явились бы более одарённые и заинтересованные в искусстве. Искусство слишком интимно связано с душой народной, и русская школа должна быть русской не только по названию. Конечно, и тогда не прекратятся интриги и распри, но они заметно ослабнут, и главное - из них выпадет низкий мотив, чуждый искусству. Ничто так не губит последнее. как превращение его в орудие карьеры,заработка, политических влияний.
Пока Академия крепко захвачена сплочёнными инородцами, глядящими враждебно на каждый сильный русский талант - последний будет вынужден или терять свою независимость и приспосабливаться, или сходить со сцены. Искусство русское не может рассматриваться вне общих условий русской культуры. Если государственность недостаточно национальна, если ей всё равно кто бы ни проникал к очагам власти, свой или чужой, если ей всё равно, какое просвещение прививается к нашей почве, своё или чужое, то постепенно и методически все центры общества будут захвачены нерусским элементом - или равнодушным, или враждебным России.
Посмотрите, что сделалось с консерваторией, помотрите, в чьей власти театры и университеты. Тот же общий процесс на гибель русского искусства переживает и Академия художеств. Если в единении сила, а в раздоре смерть, то как не дорожить драгоценным свойством национальности - единодушием? Как не дорожить единодушием в области искусства, выражающего более чем что-либо дух народный?
Смерть - особенно насильственная смерть таких художников, как Крыжицкий - должна считаться поражением России, национальным её несчастьем. Но тем необходимее заглянуть в его источники."
Крик души - сто один год назад. А рана всё больнее и больней...