Смотрю сейчас лекцию про суффиксные деревья.
Click to view
И в очередной раз заметил, что они довольно неэффективны как способ подачи материала. Я вот пропустил момент небольшой, и дальше ничего без него непонятно. Если бы этот материал я читал, то я бы легко смог перечитать. В случае видеолекции еще можно перемотать, но это гораздо больший геморрой, чем просто прочитать на пару параграфов выше; ну и я конечно не перематываю, надеясь, что лектор где-нибудь даст избыточную информацию, и я ухвачу то, что упустил (а он все не говорит :) ). В случае оффлайновых лекций - вообще жесть, очень много остается непонятым; как способ подачи материала на мой взгляд они крайне неэффективны.
Но тем не менее даже в современных новых школах используют очные лекции. Как аргументацию предоставляют то, что иначе у студентов не будет мотивации учиться, у них не будет ощущения, что они студенты.
И в старых книгах по методике обученя очень много пизитивного бла-бла-бла по поводу полезности лекций (там на мой взгляд только бла-бла-бла и было без какой-то конкретики).
Мне это все кажется логически не очень продуманным и завершенным.
Ну хорошо. Представим, что нет лекций. Студенты перед семинаром должны прочитать какой-то материал, который так бы они прослушали на лекции. Разумеется, все сведется к тому, что материал будет читаться по диагонали, лишь бы на семинаре совсем не ударить лицом в грязь, а нормально с ним начнут работать только в сессию.
Но делая лекции, мы фактически сажаем студента в камеру, куда он придет из-за самого факта лекции, где он прослушает материал, и усвоит из него небольшой процент совершенно. Но при этом еще и потратит время. Довольно много.
То есть, получается: либо длинная лекция с низким коэффициентом усвояемости, либо самостоятельное чтение с высоким, которое не состоится из-за раздолбайства учащихся.
И вот тут мне подумалось, что эту проблему фундаментально решают онлайн-курсы. Если человек решился на них записался, то он мотивирован. И ему можно предлагать вместо лекций распечатки, которые он точно прочитает и усвоит, перед тем, как проходить семинар. Причем он усвоит материал из распечаток быстрее, чем из просмотра видеолекций.
Интересно, сейчас видеолекции - это переходный этап до того момента, когда начнут использовать распечатки, или лекции действительно важны и останутся в образовании как важный элемент обучения, пусть для меня их необходимость и не очень понятна?