Я буду признателен всем, кто напишет мне свои соображения по этому посту, потому что это вовсе не громкое заявление, а именно вопрос.
Мои френды, наверное, знают, что мы с друзьями (многие из которых есть в ЖЖ) регулярно собираемся для чтения Писания. В основном НЗ, но иногда и ВЗ (обычно, псалмов). Недавно мы читали длинный псалом 78(77), тема которого: избрание Богом Израиля и неверность последнего, его многочисленные отступления от Господа и несоответствие своему призванию на фоне верности Бога, не оставляющего Своим вразумлением и Своей милостью народ Божий. И это исповедание, это молитва всего народа! И дело даже не только в том, что Псалтирь - это универсальный молитвослов, к которыму обращался каждый иудей, но больше в том, что псалмы - это важный элемент ВЗ-ного храмового богослужения, которое совершается от лица всего народа. Таким образом, весь народ - народ избранный, Божий - говорит о себе: мы "раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! И снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения". Весь народ кается, осознает свои - всего народа, а не просто конкретного иудея! - грехи и преступления против Господа. А раз кается, признаёт свои ошибки, то, значит, открыт к исправлению, к вразумлению Божьему, к устранению духовных искажений.
И тут у меня возник вопрос: а Церковь готова про Себя так сказать? Готова ли она обратиться к Богу с плачем о том, что она оказалась недостойной своего избрания? В псалмах, да и во всём ВЗ, неверность Израиля - это постоянная тема. А вот в Предании Церкви (в частности, Православной) есть ли что-нибудь подобное?
Да-да, наше Предание перегружено покаянием, но - исключительно личным! Индивидуальная аскетика, борьба с искушениями, глубокое осознание греховности человека, и его неспособности самостоятельно устоять в правде (канон Андрея Критского - яркая иллюстрация) - этого очень много, и это хорошо. Но когда заходит вопрос обо всей Церкви как о народе Божьем, есть ли что-то подобное? Лично я ничего такого не вижу. На данный момент у меня сложилось ощущение, что в православном сознании ситуация такая: конкретные люди, члены Церкви, могут быть сколь угодно грешными, но вот Церковь как целое - всегда всё делает правильно, её устройство абсолютно истинно.
"Православная наша Святая Церковь изначально руководствовалась Духом Святым, избегая влияния на Нее извне. О чисто-светском мире Сам Господь сказал: «Я не от мира сего» (Ин. 18, 36). Наша Святая Церковь никогда не являлась, и не является ныне некиим придатком светской жизни, или наоборот. Она является Институтом независимым и непоколебимым, по слову Ее Создателя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Созданный Богом и данный нам для вечного спасения, этот институт веры нашей управляется Святейшим Патриархом - Предстоятелем Святой Церкви - и Священным Синодом, то есть Собором епископов, облеченных Духом Святым при их рукоположении, которое является продолжением Сошествия Духа Святаго на святых Апостолов в день Святой Пятидесятницы (Деян. 2, 1-8). Они поставлены Богом, чтобы соблюдать по слову Господа все, что Он повелел (Мф. 28, 20).". А все грехи и искажения церковные - это всегда от злых еретиков, безбожников, гонителей и прочих врагов, т.е. не изнутри Церкви, а всегда извне по отношению к ней.
Если это действительно так, если у Церкви действительно отсутствует опыт критического, покаянного взгляда на себя, то для меня это очень грустно... Насколько это незрело по сравнению с ВЗ-ным опытом! Надеюсь, я ошибаюсь, так как, уверен, именно такое идеалистичное отношение не в последнюю очередь является причиной удручающего состояния нашей Церкви на всех уровнях, от мирян до архиереев, а также принципа сохранения хорошей мины при плохой игре, которого придерживаются её "владыки".