Когда- то в Советской школе втюхивали 14 летним детишкам смыслы работ Л.Толстого и К. Маркса. И еще много кого..
А до того ли было ребятишкам живущим на почти всем готовом в СССР,
чтобы разбираться в каких то пыльных нуждах былых веков, если вся страна в ногу идет по заданному вектору в счастливое будущее?
Им бы в собственной классной и уличной социализации как-то утвердиться без крайних мер. (без стрельбы и поножовщины).
Не до Л. Толстого бывало и его перипетий Высшего Света(Мира) и Анны..
Ну а уж Карл, казалось, был ближе к разборкам несправедливостей, бунта и революционного мордобоя..хотя кроме Призрака бродящего по Европе, и названия толстой книги «Капитал» никто ничего не вспомнит и не читали..
Ну потом- то интересующиеся у Карла усвоили тему присвоения прибавочной стоимости. Но опять это ничего не дало практике.. Разве взять как знамя некоей Власти и подогнать под эксперимент.
А что Л.Толстой.. а так..писатель. потом тоже как нибудь основные его взгляды уразумеем может.
Однако с годами и доступностью информации сопоставляешь себе некоторые интересные события и связанные мнения.
Писатель философ Л.Толстой и журналист политэкономии К. Маркс ведь почти ровесники..(Маркс на 10 лет моложе). Они варились в одном обществе.
От чего отталкивался Толстой в своей философии, что он писал о рабском подчинении человека человеком , экономическом угнетении?
Вот если марксово учение было исполнено в административном порядке (административный социализм), то ученье Толстого исходит прежде всего из нравственных основ общежития.
Почему то в школе совсем не зацепилось,хотя возможно вскользь было..
Л.Н. Толстой статья «Так что же нам делать?», - Чем не Чернышевский с его «Что делать?»(кстати , эти двое- полные ровесники).
.
https://ru.wikisource.org/wiki/Так_что_же_нам_делать%3F_(Толстой)/XXI В общем как не критикуй Советское образование, но оно дало многие реперные точки, по которым потом можно в интересующую сторону копнуть.
https://www.youtube.com/watch?v=2W1xPWJJJFY&t=253s