Грузия 2017 Часть 6. Особняки и парадные Тбилиси

Nov 04, 2017 11:33


Памяти XIX столетия, когда архитектура была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом
Парафраз высказывания Григо́рия Ша́лвовича Чхартишви́ли










Невероятно уютный и почему-то свой город. Здесь всё ещё присутствует грузинский колорит, но веет чем-то знакомым. Так и есть - после присоединения Грузии к Российской империи в страну, а в первую очередь, в столицу пришла европейская мода. Творили здесь известные зодчие, обучавшиеся как в Петербурге, так и за границей. Да и со старого света тянулись творцы, благо заказов хватало. Среди безумного переплетения деревянных балконов, кованных лесенок, окошек, сидящих друг на друге Тифлиса древнего, в самом центре, высятся строгие великаны - здесь и классицизм, и эклектика, но больше всего модерна - вольные формы, растительные мотивы, огромные окна гармонируют с природой южной страны. Но что отличает Тифлисские дома от множества подобных на нашей родине? Кто глубоко погружен в тонкости сохранения архитектурного наследия знает, как тяжело сохранить малые элементы: фурнитуру, окна, двери, росписи на стенах, ковку, ведь она просто не доживает до наших времён в суровом Московском, я уже не говорю,  в Питерском климате, в целом, в России.
Так чем нас больше всего запомнился Тбилиси? Удивитесь - Парадными. Их величием, роскошью и сохранность. А помогла насладиться в полной мере этой красотой одна простая особенность, которую я не встречал нигде в мире - гостеприимство. закрыт подъезд? - Попросите жителей впустить вас. Здание дома художников? На встречу пойдёт охранник. А повезёт - попадёте в гости к старожилам.
Каждый подъезд - находка, и я никогда так медленно не продвигался по улицам. За несколько часов удалось пройти немногим более километра..

Дом Эвелине Тер-Акоповой



Заглянув в пару не особо примечательных, по меркам Тбилиси, конечно, парадных, мы набрели на первую жемчужину: Дом Эвелине Тер-Акоповой (Тер-Акопян), ее фамилия выложена на полу мраморного вестибюля, не ошибётесь. Хозяйка дома была женой купца первой гильдии Тер-Акопова и занималась собственным делом: лесопилками на Мадатовском острове на реке Кура.  К сожалению, облик дома искажён поздней надстройкой. А внутри.. Лестница с мраморными ступенями и ковкой, просто классика! Узкие коридоры коммуналок тоже таят интересности. Вот кто-то хранит овощи в старинном буфете, а чуть дальше прислонили к стене старый дубовый стол. Нам повезло, и мы попадаем в гостиную с эркером. Сохранились книжные шкафы и лепнина на потолке.











Дом Бозарджянц (мадам)



Обратите внимание, как падает свет на фотографиях парадных. Дело в том, что в Тбилиси электрическое освещение появилось достаточно поздно, поэтому поступление естественного света старались не блокировать. Для этого в крышу вставляли остеклённые рамы, часто, с мозаикой, как в доме Мадам Бозарджянц.


Упор на принадлежность имущества супруге Николая Бозарджянца не случаен - предусмотрительный фабрикант, желая застраховаться от посягательств на частную собственность, оформил недвижимость на жену -  Екатерину Григорьевну. Впрочем, попытки уберечь своё "добро" оказались тщетными. Национализацию не обхитришь, и после вступления Грузии в СССР, предприятие "Бозарджянц и сыновья" отошло государству, а вместо папирос под названием "Симпатия" начали выпускать табачные изделия "Прима". А в особняк, где некогда жило большое и дружное семейство табачного промышленника, вселили партийную элиту, выделив представителям ненавистного класса всего две комнаты. Говорят, какое-то время здесь проживал Берия. Возможно, просто слухи. Кто теперь разберёт? Парадная недавно отремонтирована. Невероятно сохраняется керамика - плитка как новая! Стёкла с огранкой тоже с тех времён.









Ещё один привет из старых дней с лучинами - вот такие световые окна. Чугунный каркас и мелкое стекло. Любопытно, что на нём отлиты две отметки о производстве: “Промышленное общество такое-то (не читается)” с противоположной стороны на латинице - “NORDGLASS”. Похоже, раму отливали здесь, а стёкла импортировали.



Дом Калантарова. Жизнь в коммуналке, как во дворце.



Талантливый армянский архитектор Лазарь Саркисян в 1908 году выстроил особняк в псевдомавританском стиле для купца Михаила Калантарова (Калантаряна). Так и внутри дома испанское искусство сливается с берберскими мотивами. Ходят толки, мол со строительством связана история любовная. Богатый купец, владелец одной из линий тифлисской конки, влюбился в оперную певицу. Та в ответ на ухаживания Михаила ответила: "Построишь мне дом, и чтобы краше нашего казённого театр - может, выйду за тебя". Как видим, купец слово сдержал. И певица не подкачала. У четы было шесть детей, в честь каждого ребенка Михаил сажал во внутреннем дворе по кипарису, они и поныне там, шесть кипарисов.
Здесь мы повстречали Аллу Альбертовну, свидетеля множества коммунальных историй: часть из них печальна - как рабочие, во время реставрации, пытались оторвать и увезти зеркало, но жильцы отстояли, на память осталась трещина. Как она с самого детства помнит, что у зеркала отсутствовала часть оклада, который, по случайности, нашли на чердаке в процессе реставрации. Как на её памяти, в ходе размежевания жилплощади вывезли шикарную ванную, от помещения остались лишь несколько кафельных плиток. И как, совсем уже дерзко, в одну из ночей сбили и увезли практически все изразцы из камина при входе. Мы увидели, что в резных арках оформления под определённым углом просматривается профиль хозяина дома, наблюдали интересный эффект зеркала - если зажечь спичку и поднести к поверхности, огонь многократно пере отражается в толще стекла.














Дом писателей. Особняк Сараджишвили



Все здания, перешедшие в коммунальную собственность, методично уничтожаются жильцами, то и дело перекраивающими личные пространства в свою пользу, но особняком стоит дивный дом Сараджишвили, ставший домом писателей Грузии, сохранился как музей. Но он вам не музей! Здесь проходят многочисленные мероприятия, концерты, кипит творческая жизнь! За интерьером тщательно следят, многие предметы мебели по сей день на своих местах. На лестнице идёт реставрация. В особняке слишком темно и мне удаётся сделать только несколько формальных фото.
Дом построен в французском стиле, с огромной площадью остекления фасада, выходящего в сад. Стёкла, по большей части, оригинальные, венецианское стекло, преломляет свет как драгоценные камни, пуская разноцветных солнечных зайчиков по нарядной плитке. И плитка здесь не простая, такой рисунок был заказан на фабрике Villeroy & Boch всего дважды - для оформления того самого Титаника и этого особняка!
















Отель Лондон.



Иногда самые неожиданные открытия подстерегают за дверью самого скромного на вид здания. Вечером, накануне отъезда, набрели на классический дом. Смотришь на эти хлипкие остатки роскоши, раскиданные по городу, и задаёшься вопросом - а сколько всё это ещё простоит? Всему есть предел. И точно, история вершится на наших глазах. Пока рассматривали парадную, пришли два парня и начали устанавливать подпор на обветшавший пролёт лестницы.
Это, наверное, самая известная Тбилисская парадная принадлежала фешенебельному отелю "Лондон". Гостиницу построила в конце XIX века семья Зубалашвили. Чего тут только не было: Ресторан, своя библиотека, аж два казино. И даже такая диковинная роскошь для того времени электричество. Постояльцами гостиницы в разное время были композитор Петр Чайковский, норвежский писатель и обладатель нобелевской премии Кнут Гамсун, поэт Дмитрий Мережковский, Максим Горький.
В 1921 году владельцы смогли уехать из страны, и здание отрядили крестьянскому обществу и открыли "Дом Крестьянина", а бывшие дорогие номера переделали под общежитие, прачечные и бани для деревенских жителей. Позже тут было отделение милиции, и уже потом отель "Лондон" стал жилым домом, коим сейчас и остается.
Удивительно, как, не смотря на хождение из рук в руки, сохранилась когда-то роскошная псевдовинтовая лестница, с чугунными перилами и росписью на стенах и потолке. Хотя не вся роспись оригинальная, она прекрасно вплетается в этот образ. На простенькой деревянной двери нет кодовых замков, и она всегда открыта.











Неоклассический особняк



Построен Непринцевым для А. Меликова. В 1915 году дом был представлен на конкурс на лучший фасад. Архитектор М.Непринцев был воспитан на образцах мировой классической архитектуры и, в частности, на классических образцах архитектуры Петербурга и его окрестностей. Фотографировал как мог, с рук при свете фонарика.













Заграничное, Грузия, Особняк, Архитектура

Previous post Next post
Up