Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.
Урочище Тёплое.
И если это не опушка леса и не полянка, открывшаяся сама собой, то наверняка творение рук человеческих. Так и здесь. Усадьба Тёплое, имение Соймоновых. Следов усадьбы и домов давно уж нет. Время не щадит русскую архитекуру - дерево растворяется бесследно в пространстве и времени всего -то за полвека. Прошло чуть более. Усадьба была стёрта с лица земли во время великой отечественной. Но храмы дело другое. Меня часто спрашивают - почему ты так сильно интересуешься церквями и монастырями, и не пропускаешь ни одной заброшенной, что это за религиозность? Да нет же - опять Россия матушка диктует свои условия исторического самосознания. Строили церкви капитально, дворяне, помещики, бывало и народ добирал сумму. Здания должны быть в высшей степени красивы, основательны и крепки. И вот стоят они, краснокирпичные на этих самых урочищах, некогда бывшими дворянскими гнёздами, как маяки.
Стоя ночью у церкви, выключив фонарь даже сложно представить, что в чуть более, чем в ста километрах находится огромный мегаполис с развязками, человейниками и не малым бюджетом.
Деревня Тёплая, проходящая по летописям со времён Ивана Грозного, стояла на речке Вейне и была вотчиной Елизара Леонтьевича Ржевского. В Смутное время Теплое практически полностью было сожжено, однако новые хозяева, братья Огибаловы, возродили это место и испросили у церковных властей разрешение построить деревянную церковь в честь иконы Божией Матери „Знамение“.
В 1769 году Тёплое было приобретено П. А. Соймоной, В 1770-х годах сын Прасковьи Алексеевны - Николай развернул строительство усадьбы.
О доме сведения крайне скупы: известно, что он имел два этажа и колоннаду, что в 1807 г. А. Н. Соймонов заказывал в него мебель, и что погибло строение в 1941 году. К сожалению, о каких-либо изображениях дома сведений нет. Судя по расположению церкви на местности и её конфигурации можно предположить, что господский дом размещался западнее и, вероятно, был квадратным в плане.
В 1797 году в дополнение к архитектурному ансамблю закладывается каменная церковь. Она должна была быть в едином стиле с господским домом, и соответствовать формам прежнего сооружения. В плане церковь представляет собой квадратное здание с выступающими портиками и апсидой. Центральная часть увенчана низкой купольной ротондой - типичной для львовских сооружений - как культовых, так и гражданских. Ротонда, северный и южный портики смещены к востоку по оси за пределы трапезной, благодаря чему церковь внешне кажется вытянутой с востока на запад.
Внутренняя планировка состоит из двусветной основной части, трапезной и четырёх равновеликих приделов. Прослеживается типичное для Львова стремление сделать максимально светлый храм с интерьером, визуально превосходящим реальный объём: „Я думал всегда выстроить храм солнцу не потому, что он солнцу надписан был, но чтобы в лучшую часть лета солнце садилось или сходило в дом свой покоиться“. (Из записок А. Львова на полях книги).
Вопрос относительно авторства церкви уверенно решается в пользу Львова. Помимо приведённых аргументов об этом свидетельствует структурное сходство храма с другими культовыми постройками Н. А. Львова. Дополнительным доводом может служить структура печи, от которой, правда, мало что сохранилось. Впрочем, среди разрушений прослеживается воздухозаборник в нижней части стены с наружной стороны, воздухопроводящие ниши сложной конфигурации (вероятно огибавшие топку) и выходное отверстие в подкровельное пространство храма. Подобную конструкцию в конце XVII века использовал только Н. А. Львов.
В 1930-х гг. храм был закрыт, но все внутреннее убранство оставалось нетронутым. Последние священнослужители собрали основные храмовые ценности и поместили их в одной из комнат храма в пространстве под колокольней, вход в которую был замурован. В 1937 году, после смерти последнего священника, прекратились службы в Знаменской церкви, а вначале войны исчезли господский дом и сад.
А вот мы и добрались до места, где я хотел бы пояснить эпиграф Гумилёва. Дело в том, что постарались над разрушением церкви не только запустение, снега и ветра..
В 1950-х гг. тайная комната была обнаружена, в потолке пробито отверстие с верхнего этажа и ризница была разграблена местными жителями сел Теплое и Марьино. Иконы, находившиеся в храме, и все убранство храма были разграблены. Единственная сохранившаяся икона „Сошествие Святаго Духа“ находится в настоящее время в Преображенской церкви пос. Нудоль.
В 60х годах, во время осуществления хрущевского плана борьбы с неперспективными деревнями жители села были переселены в укрупняемые усадьбы местного колхоза, а сами населенные пункты уничтожены и запаханы. В настоящее время от них не осталось и следа.
С 1970-х гг. храм начинает привлекать к себе кладоискателей, которые разрушают его стены, осуществляют подкопы, долбят дыры, подрубают колонны, продолжая поиски несуществующего клада. Результаты этой деятельности можно наблюдать до сегодняшнего дня. В частности, были уничтожены и расхищены могилы старинного кладбища, расположенного за главным алтарем храма.
В 2008 году приписана к приходу Преображенской церкви пос. Нудоль Клинского района.
На основании указа Президента от 20 февраля 1995 г., относится к памятникам федерального значения.
Летом, осенью, зимой - никого.
Отделка колонн под мрамор. На самом деле это штукатурка
Харьковская плитка
Повторяющийся мотив во всех объёмах церкви - трёхсветные окна
Первый ярус колокольни доступен для посещения
Портик рухнул