Коты Художественного музея в Амстердаме.

Jun 12, 2019 20:45

Любой поход в музей всегда ответственное дело, особенно если у вас появляется некая цель.
В замечательный солнечный июньский день мы отправились в Амстердам.

Перед музеем нас встретил гигантский паук - скульптура Луизы Буржуа (Louise Bourgeois), а в проходе под аркой - музыкальный квартет,
исполнявший классическую музыку.
Внутри музея на первый взгляд было все как обычно: много посетителей и почти забитый людьми ресторанчик. Скульптуры, магазин сувениров, книжная лавка были на своих местах, а у касс стояла очередь человек из 30.

С билетами в руках, мы прошли в сам музей. По залам ходили долго, на картины смотрели внимательно. Много чего видели, но главное, что мы заметили - жуткую дискриминацию со стороны художников по отношению к… кошкам. Да-да! На картинах изображено множество собак (почти все дворняжки), лошадей (разных), коров (разных, некоторые очень даже симпатичные), свиней (в охотничьих темах), уток, гусей, куриц и лебедей (чего стόит один «Испуганный лебедь» Яна Асселина (De bedreigde zwaan, Jan Asselijn) из 17-го Золотого века…



А вот кошек на картинах практически нет. Мы их искали на всех этажах музея, но нашли только 4 картины.
Первая найденная нами кошка нас огорчила. За картиной стоит ужасающе раздирающая душу страница из истории Нидерландов.


На картине изображены растерзанные тела братьев де Витт. Ян де Витт (Johan de Witt) 20 лет руководил провинцией Голландия. Это случилось в 1672 году, названном «Годом бедствий», когда беды сыпались на Голландию одна за другой: объединённая коалиция Англии и Франции напали на провинцию, на море сопротивляться удавалось, а вот на суше пришлось туго.
Великому пенсионарию Яну де Витту пришлось пойти на не понравившиеся населению меры: после захвата 4 из 7 провинций, чтобы как-то удержать позиции, пришлось разрушить дамбы и затопить часть территории. Витта обвинили в допущении иностранной оккупации, правителем сделали Вильгельма III Оранского, воспитанника самого Яна де Витта.
Брата Яна де Витта Корнелиса (Cornelis de Witt) обвинили в заговоре против Оранской династии, ну, и случился самосуд народных масс. Братьев растерзали, потом истерзанные тела вывесили вверх ногами на всеобщее обозрение в самом центре Гааги.

Так вот изображенная на картине кошка была засунута (мертвой) в тело Корнелиса де Витта. Хорошо, что автор картины Ян де Бан (Jan de Baen) не стал это изображать,а просто «положил» трупик кошки рядом с трупами братьев де Витт.

Следующая картина нас порадовала. Даже в названии упомянут предмет нашего поиска- «Завтрак кота» кисти Габриэля Метсю (Gabriël Metsu).


Надо отдать должное этому выдающемуся художнику Золотого века. Изучив все его творчество, я обнаружила аж целых 4 картины с изображением кошек, но в Художественном музее Амстердама есть только одна.
На картине изображена женщина простого происхождения, которая делится своим завтраком с котом. Подобная еда: сельдь с хлебом и пивом, в 17 веке была обыденным делом.

Третий  котик, очень похожий на только что описанного, красуется на картине еще одного великого художника-портретиста 17 века - Каспара Нетсшера (Caspar Netscher). Картина «Интерьер с матерью, расчесывающей ребенка», также называемая «Материнская забота», относится к Гаагскому периоду его творчества.



Заботливая мать расчесывает длинные волнистые волосы своего малолетнего сына, дочка гримасничает перед зеркалом, а небольшой котик лежит на полу с шариком в лапах. Выглядит вполне счастливым.
Заботливая мать расчесывает длинные волнистые волосы своего малолетнего сына, дочка гримасничает перед зеркалом, а небольшой котик лежит на полу с шариком в лапах. Выглядит вполне счастливым.
Последний котик, которого нам удалось найти, принадлежит кисти художника Йосефа Исраелса (Jozef Israëls).
Освещение в зале не позволило, к сожалению, сделать качественную фотографию, а в поисковиках хорошее изображение отсутствует. Но это не страшно, ибо главный для нас персонаж - черный котик с белыми лапками прекрасно виден.

Картина написана в конце 19 века и носит название «Крестьянский интерьер»



Мы искренне надеемся, что мы пропустили еще какие-то полотна с изображением кошек и котов. Во время следующего посещения, поставив себе очередную задачу, мы одним глазком будем посматривать и на котиков.
А в тот вечер мы поспешили на выставку ВСЕ РЕМБРАНТЫ, тем более, что в этот день был ее последний день.

P.S. Подробное описание причин народной казни братьев де Виттов можной найти  у Александра Дюма в книге "Черный тюльпан".

https://youtu.be/-v4HkTVig6g ссылка на замечательное прочтение романа Аркадием Бухминым.

музей, коты и кошки, искусство, типишь холландс

Previous post
Up