Поздновато, конечно, но это ж для себя)
18. Анна Борисова "Креативщик". Наиглупейший сюжет, сдобренный налетом псевдофилософии + не самый лучший способ подачи(отсутствие языкового изыска ВООБЩЕ) сделали книгу худшей, среди всех прочитанных за год. Книга никакая. Клюква.
17. Роберт Асприн "Корпорация Богги". В тяжелой борьбе за предпоследние место выиграла именно она. Хотела написать, что вообще не помню сюжета, но вдруг неожиданно вспомнила, но писать ничего не буду. Хм...только что пришло в голову - обе книги с последних мест отличаются наишикарнейшими на мой взгляд обложками (потому и куплены, если честно). Пунктик.
16. Гарри Гаррисон "Далет-эффект". Несмотря на то, что этот год у меня не изобиловал жанром НФ, я все же не перестаю ценить его, хотя данный образчик попытался переубедить меня в его нужности в литературе. Шаблонно и бессмысленно, почти.
15. Дэн Браун "Утраченный символ". Слишком однообразно, вспоминая сюжет, приходится слишком сильно напрягаться и все равно мысли витают вокруг "Цифровой крепости", "Ангелов и Демонов" и прочих Да Винчи...К тому же, Вашингтон - не самое красочное и запоминающееся место для подобных историй.
14. Джон Фаулз "Волхв". Даже настолько толстые книги, напоминающие размером маленькие энциклопедии, могут быть бессмысленны. Нет, все понятно, автор пытался играть с нашим бессознательным, с фантазией... или чем там можно прикрыться еще, но ведь ничем нельзя прикрыть тот факт, что подобное чтиво похоже на пытку - скорей бы закончилось.
13. Иэн Бэнкс "Осиная фабрика". Хороший авторский стиль и довольно интересная и своеобразная история на фоне книг с похожими качествами тонет из-за того, что все это выглядит либо "пробой пера", либо попахивает больной фантазией; слышала, что у Бэнкса есть более интересные истории - и конечно же, сравню.
12. Герберт Уэллс "Киппс" и "Самовластие мистера Парэма". По-хорошему, эти два рассказа разделить бы, но коль они под одной обложкой - их место тут. Рассказ о Киппсе очень хорош, мне очень часто заглядывали через плечо, когда я его читала, тут много от Уэллса-писателя, даже тонкая психология присутствует - мещанство и высший класс, бедное детство и неожиданное наследство, конец - чисто английский, и вообще на меня произвел неизгладимое впечатление Уэллс-реалист. Но вот второй рассказ...с трудом и большими перерывами я все же смогла "добить" его. С чем не могу себя поздравить, увы, но он уравновесил своей посредственностью очарование "Киппса".
11. Борис Левандовский "Бабай". Редкий жанр от русскоязычного писателя - страшилка. Что-то в описании меня зацепило, но при прочтении из этой "зацепки" нечто большее так и не получилось. Да, неплохо, детские страхи описаны очень хорошо, динамика тоже присутствует, а вот современным Гоголем автору не стать, да хотя он и не стремился.
10. Дмитрий Глуховский "Метро 2033". Никогда бы не стала читать это, если бы не прочла "Сумерки" этого же автора, несмотря на их слащавость, писательский талант, или даже скорее я бы назвала это талантом рассказчика, был очевиден. Я не знаю за что такая слава пришла именно этой книге, просто теряюсь в догадках: может быть, что московское метро описано с такого ракурса, что действительно не удивиться трудно, то ли за реалистичные проделки, что Глуховский приписывал второстепенным героям, действительно веришь, что это этот свинарник возможен при определенных обстоятельствах, но вот еще вариант - читатель может выбрать себе КОНЕЦ книги по вкусу. эээ??? вотзэфак?! С одним человеком у меня вышел недурной спор по поводу - "отстой ли книга?", что же, это было недоказуемо, потому что, как выяснилось, мы читали разные. Я со сладким концом, оппонент нет.
9. Герман Гессе, Сборник (Демиан, Душа ребенка, Последнее лето Клингзора, Кляйн и Вагнер, Стпеной волк). В десятку года сборник попал лишь по двум причинам, и то, одна из них гипотетическая - не прочла много интересных книг, поэтому выбор был невелик, а основная - первые два рассказа. Демиан и Душа ребенка - отличные философские и отчасти автобиографичные рассказы. Тонкое авторское чутье подсказало Гессе, что именно стоит рассказать читателю, а что оставить для раздумий. Сюжеты так и перекрываются чем-то более глубоким нежели просто пересказ событий, пусть отчасти и фантастичных. Прослеживается и гуманность, религиозная линия, и пророческая...но это так туго сплетено, что отделить почти невозможно, сама чувствую, что пишу по этому поводу отчасти чушь. А вот оставшиеся три повести мне сложно отнести к хорошим...за то время, что прошло между их написанием Гессе заметно...постарел, ссохся, замкнулся, перестал верить. В том числе и в своих героев. И читать это не так приятно, не настолько дивно и увлекательно. Просто старый и уставший Гессе, да простят меня его поклонники.
8. Дэниел Киз "Цветы для Элджернона". Сложно оценивать настолько добрые и гуманные книги. Не хочется оттеснять их в конец, даже если они тебе и не кажутся талантливыми. Просто грустная история, которая, вероятно, в форме рассказа смотрится лучше (он есть, но я не читала).
7. Эрленд Лу "Грузовики Вольво". Забавный человек, наверное, Эрленд. Пишет о чем-то своём, манера своя, этакий ребенок-писатель, однако всем нравится. Его герои - ходячие афористичные образы: старуха с "планом", чувак с оленем (или лосем?), гуляющий по лесам-полям, орнитолог, питающийся как объект его интересов. И все они каким-то образом пересекаются, начинают новую жизнь в книге. Здорово, когда есть, что сказать о характерах, а не только об авторе.
6. Борис Виан "Мурашки". Очень остроумный и злободневный рассказик от такого культового писателя, я была приятно удивлена, так как раньше ничего не читала от его пера. Пусть рассказ совсем крошечный, но он заслуживает внимания. Дело не в его поучительности или социальной остроте, дело еще и в подаче. Гг - этакий солдат-простофиля, идет куда скажут, делает, что прикажут. Но так кажется сначала, постепенно он прирастает все новыми деталями и свойствами характера, и вот он уже не "валенок", а "человек при обстоятельствах".
5. Кристофер Бакли "День Бумеранга". Тоже сатирический, злободневный (еще более) и задорный. В центре внимания - налоговая система Штатов, которая рушится на глазах, когда поколение беби-бумеров начинает выходить на пенсию. Денег не хватает и тут...все завертелось(с). У главной героини рождается план: чтобы заставить государство думать, нужно его запугать. Не самый популярный рассказ популярного автора оказался весьма неплох, хотя и он меня привлек обложкой :( Пунктик!
4. Эмиль Золя "Карьера Ругонов". Это первая книга из 20, что "исследуют французское общество того времени". Не знаю на какую научность претендовал Золя, разве что в темное время это можно было считать чем-нибудь от нее, но художественности, литературного лоска и таланта ему не занимать. Потрясающе интересная история выливается в нечто грандиозное (см. первое место), потрясающее тонкостью ума, пестрящее таким разнообразием героев на любой вкус, что в можно увлечься автором всерьез, на все, как минимум 20 книг!
3. Джеймс Эллрой "Секреты Лос-Анджелеса". Нуарная стилистика дает столько обаяния роману, все, что в книге происходит выглядит таким суровым, весомым...ну не знаю...прямо тру-нуар. Три главных героя это полицейские. Для кино, конечно, тема благодатная) Но фильм раза в три хуже оригинала. Интриги, игры в кошки-мышки, предателей и подставных, все по канонам, но...не оторваться. Нарочитая грубость стиля дает чувство реальности и той атмосферы, которую все, кто касается темы гангстерской Америки (не важно писатель ли, режиссер ли) стараются передать - запуганность, страх, пошлость, соседствующие с самоотдачей, справедливостью и тому подобными явлениями. Читаешь - и веришь.
2. Илья Ильф и Евгений Петров "Золотой теленок". Искрящаяся остроумием книга! Главное и немаловажное отличие от "12 стульев" - это мажорная нота, в ключе которой рассказ написан, "стулья" куда более минорны, причем во всем, я говорю не только о конце. Остап - ультрасовременен. Кто бы не захотел познакомиться с прототипом? Законное место. Жаль, что первых двух не бывает.
1. Эмиль Золя "Нана". С ней началось мое знакомство с Эмилем Золя. Когда приступила к "Карьере Ругонов" можно сказать, что руки тряслись от приятного чувства погружения в нечто знакомое и приятное, это потому что Нана - главная героиня этого романа - из этого рода. А сама она - интересная штучка, такими образами только людей и описывать. Глаза проходят от строчки к строчек, спешат, торопятся - что за поворот ждет дальше? Как здорово, что есть классика, есть Золя и есть те, кто это печатает. Чесслово, было как глоток свежего воздуха.