Jan 10, 2011 20:19
Теоретическое и метафизическое введение
Какова цель существования человека в мире? Ответ на этот вопрос должен быть дан любой жизнеспособной цивилизацией у истоков её формирования. Этот ответ не должен быть догматичным и жестко детализированным. Наоборот, вариации возможных трактовок лишь приветствуются, поскольку закладывают необходимые для жизни системы мутабельность и подвижность. Но вектор должен быть задан с самого начала.
В настоящий момент мы находимся у такого начала. Ситуация имеет планетарный масштаб. Однако в России чувство момента, быть может, сильнее, чем в любом другом государстве Европы, поскольку мы сползли с рельс развитого социализма, а на рельсы либеральной капиталистической модели стали становиться в те два десятилетия, когда сама эта модель стала погружаться в один из жесточайших кризисов со времён своего возникновения. На самом деле теперь это мы те, кто «стоит на холме» из фразы Джефферсона.
Так какой же вектор и какую цель положить в основание нового мира? Что истинно ценно? Человек приходит в этот мир подобно многим другим существам слабым и беспомощным. Рождение ребёнка ничем не отличается от рождения щенка или котёнка. Становление любого живого существа сопряжено с раскрытием генетической программы, заложенной в него природой. С определённого момента давление этой внутренней программы ослабевает, и живое существо начинает встраиваться в более общие программы, упорядочивающие его окружение, участвуя в процессах, которые могут не учитываться непосредственно в изначальном, данном при рождении, генетическом коде существа. Как показывает история планеты, важнейшим свойством живой системы является открытость, способность воспринимать влияние среды и дифференцировать потоки энергии и информации. Все эти способности свойственны и геологическим системам. Однако в этом случае они характеризуются большей пространственно-временной консервативностью, служа в каком-то смысле полюсами свойств, которые в конкретном настоящем мгновенно комбинируются живыми существами в ту или иную структуру.
Оборотной стороной открытости живой системы и стремления её к общению с окружением является стремление к собственному центру и герметизации. Я не считаю зазорным упомянуть здесь о том, что до научно-технической революции 17-18-го веков регулярно практикуемой священной наукой на всем пространстве Евразии от Атлантического до Тихого океана была алхимия, одной из центральных идей которой является восприятие человека как Микрокосма, в котором отражены абсолютно все те процессы, свойства и объекты, которые существуют в мире. Одна из целей алхимического процесса, важнейшим условием которого на длительном этапе является герметизация, заключается именно в достижении понимания того, что сам алхимик содержит в себе весь мир. Для психического здоровья современного человеческого существа, шизофренические проявления которого достигли невиданного прежде масштаба, такая мысль сама по себе, даже без непосредственной актуализации, содержит большой терапевтический эффект.
Так что же должно быть положено в основание нового мира? Иначе говоря, какую задачу общество должно помочь решить каждому своему члену в первую очередь, подчинив остальное именно ей? Эту задачу я вижу в выполнении следующей программы: сборка постмодернистского человека в целостную личность, развитие генетического потенциала человека, встраивание человека в систему естественных природных отношений.
Итак, мы видим три этапа. Замечу, что они не должны выполняться строго в той последовательности, в какой записаны. Это не так. Просто современная письменная речь, в отличие от музыки, одномерна. Все три процесса являются параллельными. Их конечная цель превосходит рамки классического научного дискурса и формулируется только в метафизике: я должно стать Я.
Формат настоящего текста, являющегося по сути программным, не позволяет раскрыть каждый этап во всей полноте и тем более во всех деталях описать взаимодействия между этими этапами. Поэтому автор просит читателя быть до некоторой степени снисходительным и обязуется, если позволят жизненные обстоятельства, постепенно раскрыть сначала детали процессов, а потом и представить их как целое под разными углами зрения.
Этапы работы
Сборка постмодернистского человека в целостную личность
Современная психиатрия считает шизофрению практически неизлечимым заболеванием. Более того, её признаки, отклонения от нормы, не являющиеся патологией, обычны для всех людей. Классические цивилизации, в том числе и христианская, обладали широким набором инструментов, помогающих сознанию, сталкивающемуся с чудовищным дезинтеграционными силами, идущими из древнего животного по сути психического ядра, сохранить себя и обратить дезинтегрирующие действие в созидательное русло творчества. И в людях, и, по всей видимости, в некоторых животных идёт постоянная борьба между инстинктом и культурой. То, что называют «я», живёт на тонкой фазовой границе между ними. В этом «я» подобно поверхности зеркала (вспомним «Символизм зеркала» Титуса Буркхардта). Разрушение границы приводит к уничтожению «я». Переход же всего в эту поверхность означает состояние той сферы, центр которой везде, а граница ― нигде. О ней несколько замечательных строк написал Франсуа Рабле в конце пятой книги «Гаргантюа и Пантагрюэля».
Пафосное заявление Ницше в конце XIX века об убийстве Бога касалось в первую очередь патриархального христианского Бога, который в рамках католической цивилизации Западной Европы был основным источником инструментария для работы с бессознательной частью человеческой психики. За столетия после принятия Христианства Константином сформировалась система отношений, в которой были созданы каналы в виде Венецианского карнавала и прочих скоморошьих игрищ, в которых давался выход хаосу человеческого бессознательного, не ведущий к разрушению общества. Сейчас не место для подробного описания того, как эти каналы были организованы. Всякого заинтересовавшегося читателя я отправляют к Виктору Гюго, Рене Генону, Фулканелли и другим замечательным авторам, посвятившим этой теме не одну сотню страниц.
Тотальный разрыв творения с Творцом, объявленный Декартом в XVII веке, явившийся по сути дела словом против Христа, как связующего звена, привел к тому, что ко времени Ницше «Бог умер». Это событие, переживалось весьма остро. Возникшая пустота должна была заполниться позитивным научным знанием, которое, в отличие от Христианства, не спешило давать ответ на целый ряд острейших вопросов. Более того, количество людей, для которых Бог умер уже ко времени написания «Капитала» Маркса явно превосходило число тех, у которых эта пустота хоть в какой-то мере была заполнена этим самым позитивным научным знанием. А свято место пусто не бывает. Так возникла «новая социально-историческая общность» ― люмпен. «Катехизис революционера» и мысли героев Достоевского демонстрируют, как дезинтегрирующие силы в первую очередь воспользовались именно теми каналами в психике, которые ещё совсем недавно были задействованы в христианской литургии.
Позитивное научное знание о душе человека долгое время даже не пыталось оформиться в сколько-нибудь явной форме, хотя другие дисциплины, включая биологию, во второй половине XIX века, успешно становились на новые рельсы объективных повторяемых экспериментов и математических моделей. Психиатрия вплоть до начала двадцатого века в значительной мере оставалось под тем или иным присмотром церкви, слишком зыбок этот предмет для точных измерений. Прорыв, осуществлённый Фрейдом и его верными и неверными учениками и последователями, по сути, пришелся на время, когда зарождалась квантовая механика, постулаты которой, как выяснится впоследствии, войдут в прямое противоречие с классической механикой. Навигация в бессознательное на костылях рабочих моделей и статистики, начатая Фрейдом, продолжилась в многолетней работе Юнга, Ноймана и других весьма отважных людей. Работы Карла Густава Юнга, прожившего весьма долгую жизнь и имевшего обширнейшую клиническую практику, заложили основу навигационной карты человеческого бессознательного. При этом необходимо отметить, что работа с бессознательным потребовала от Юнга обратиться к тому, что к тому моменту на протяжении более чем двух веков фактически отрицалось позитивной наукой как явление: он проанализировал все классические средиземноморские и ближневосточные религиозные традиции, европейскую литературу времён трубадуров, выучил классические языки, сам проработал множество алхимических трактатов. Синтез потребовал от него нескольких десятилетий работы. Её итогом стало обоснование мифов в структуре и динамике психе («душе») человека. Отметим, что Юнг всю свою жизнь оставался активным католиком, не теряя, таким образом, связь с живой традицией. Автор этих строк может с уверенностью сказать, что его мировоззрение в значительной мере было сформировано в результате сопряжения текстов Юнга с собственной практикой жизни.
Даже в XIX веке проблема дезинтеграции личности обывателя стояла на повестке дня весьма остро. А уже в первой половине XX-го века в Европе случилось несколько массовых психозов, результатами которых были две войны, о которых пока принято говорить как о самых разрушительных. Только животный страх уничтожения, а отнюдь не любовь к ближнему или мысль о классовой общности с американским пролетариатом останавливала руководство США и СССР от использования оружия массового поражения. Тотальное государство восторжествовало над личностью по обе стороны Железного занавеса. Вопрос о том, кто для кого существует, получил к настоящему моменту ясный и недвусмысленный ответ: личность для государства. С развитием цифровых технологий уровень контроля государства над человеком возрос до невиданного доселе уровня. Укрыться личности, лишенной в результате «просвещения» связи с Богом, стало практические негде, кроме виртуальных, полностью подконтрольных большому брату пространств WarCraft, EverQuest и т.д. Конечно, есть и оборотная сторона ― вроде WikiLeaks. Кто бы за ними не стоял, явление это вносит приятные свежие краски. Но глобальной погоды такие проекты не делают. Обычный человек стал, по крайней мере потенциально, полностью подконтролен государственной безличной машине в самых «демократичных» и «свободных» странах. В мире, описываемом философией постмодернизма, который для молодого и среднего поколения западных стран стал реальностью, человек распался на субличности, живущие в отельных бодрийяровских симулякрах. Бытие ушло. Хайдеггер действительно был прав.
Вот его-то, распавшегося на субличности, человека постмодернизма нам и предстоит собрать на первом этапе, подобно Исиде, собирающей Осириса. Для реализации этой сборки человеку в первую очередь нужно научиться слышать своё «я» в разноголосице кричащих из симулякров субличностей. Сделать это легче всего в тишине и отсутствии внешнего информационного давления, переходящего в современном мире в откровенное насилие. Право человека на информационную тишину должно быть институционализировано, а методы установления тишины внутренней должны стать первоосновой всякого учебного процесса. Помнится, согласно одной индейской легенде боги уничтожили первых людей, потому что они подняли дикий шум. Не шумите ни внутри, ни вовне ― так гораздо легче можно услышать не только других, но, что гораздо важнее, и себя.
Развитие генетического потенциала человека и его реализация
Человек является живым существом, развитие которого в огромной степени определяется формой вызовов, которые предъявляет ему среда обитания. В той или иной мере это относится к любым живым формам, но у человека это свойство достигает своего эволюционного апогея. Вариативность развития человеческого ребёнка по сравнению с весьма близкими к нему эволюционно формами, вроде человекообразных обезьян, волков, змей и других позвоночных, поражает. Мы чрезвычайно разнообразны в своих проявлениях. При этом общих для абсолютно всех людей свойств довольно мало. В настоящий момент понятно, что даже речь и абстрактное мышление не возможно отнести к универсальным человеческим свойствам, присущим любому физиологически здоровому человеку. Описаны дети - маугли, которые, несмотря на пребывание с определённого возраста в человеческом окружении, так и не начали говорить, испытывали большие трудности при переходе к хождению на двух ногах, а не на четырёх конечностях, подобно волкам. И это при том, что и речь, и прямохождение (связанное с высвобождением рук) являются, как в настоящее время вполне обоснованно считается, двумя лейтмотивами эволюции человека в течение нескольких миллионов лет. И вот, все эти сотни поколений отбора, влияния человеческой группы, отпечатанные в геноме, рассыпаются вдребезги, если человеческий младенец окажется в среде, где все ходят на четырёх лапах, а набор звуковых сигналов ограничен несколькими десятками оттенков лаяния. Ничего трагического в этом на самом деле нет. До появления на горизонте человеческого сознания Гильгамеша трагизм в мире отсутствовал вообще как явление. Это лишь означает, что человеческое существо обладает колоссальной лабильностью и восприимчивостью, в особенности на ранних этапах своего развития, и может включиться практически в любые природные сообщества и отношения, а граница между человеком и животным не прослеживается явным образом. Вопрос в том, что же мы ещё можем? Ведь наверняка возможны условия, в которых будут раскрыты какие-то способности человека, кажущиеся чем-то фантастическим сейчас. Окружающие нас животные, растения, грибы и бактерии, многие из которых существуют гораздо дольше человека, ― наши первейшие учителя.
Но суть предлагаемого процесса раскрытия генетически обоснованного потенциала человека отнюдь не сводится к встраиванию в человеческий геном необходимых для дальнейшего выживания человечества генов. Да, «русалки» и «кентавры» могут в недалёком будущем снова стать реальными существами рядом с нами, но моя песня не об этом. У нас прямо сейчас есть гораздо более острая задача: собрать человека из кусков, на которые он разделывается современным постмодернистским обществом? И причем тут геном?
Жан Бодрийяр, работы которого мы уже вскользь касались, относил к гиперреальным симулякрам и ДНК. В этом пункте, будучи профессиональным биохимиком, я с ним не соглашусь. В случае ДНК есть связь между знаком и объектом, при этом объект существует в природе помимо человека (в отличие от другого геперреального симулякра ― денег). Проблема состоит в том, что современное восприятие ДНК сводится к её интерпретации как четырёхбуквенному тексту. Это можно назвать господствующей текстовой парадигмой. Она должна быть в скором будущем тем или иным способом преодолена. В ДНК многих эукариот, включая человека, существуют огромные так называемые нечитаемые куски ― интроны. Это текст, который не понятен рибосоме, то есть полученная с этих участков в результате операции транскрипции РНК не может быть транслирована (переведена) с трехбуквенного кода нуклеиновых кислот в двадцатибуквенный код аминокислот. Интроны характерны именно для эукариот. У бактерий не встречается матричная РНК, то есть та РНК, с использованием которой будет транслирован белок, содержащая интроны.
Явление некодирующих последовательностей представляет собой в настоящее время широкое поле для спекуляций. Понимание смысла этой части ДНК возможно поможет объяснить то, в результате какого перехода возник человек. Одной из острых тем, зазвучавших после реализации проекта «геном человека», бала попытка рассмотрения человека как результата генетического эксперимента. Поскольку я не являюсь генетиком, не могу оценивать уровень звучащей аргументации. Но факт остаётся фактом: в геноме человека есть группа загадочных мест, появление которых можно объяснить искусственным вмешательством.
Тот уровень работы с живым веществом, к которому мы подошли в настоящее время действительно открывает невиданный доселе простор для творчества. Попытки государственного регулирования в этой сфере будут перманентно наталкиваться на неэффективность, поскольку это равносильно постановке барьеров человеческому любопытству, которое, как известно, безгранично. Если древние египтяне не боялись грабить могилы своих царей, хотя это грозило им страшнейшими муками и на этом, и на том свете, неужели кто-то думает, что сейчас на земле не ведутся биологические эксперименты в тех областях, которые конвенционально запрещены. Конечно, ведутся, и мы о них скоро узнаем.
Наиболее интенсивно сейчас развиваются направления генетики, связанные с медициной. В первую очередь это генотерапия. Другая чисто современная тема ― создание имплантов, заменяющих работу отдельных повреждённых или утерянных конечностей. В совсем недалёкой перспективе нормой станет выращивание искусственных органов для пересадки. Скорей всего именно это будет основой борьбы со старением в будущем, а не блокировка генетической программы старения, о которой так любит говорить наш академик Скулачев.
Всё сказанное нам, однако, не так интересно. На эти медицинские задачи сейчас брошены почти все научные ресурсы, поэтому результаты не заставят себя долго ждать.
Решение же задачи, сформулированной в заглавии настоящего раздела, в первую очередь требует расширения перцепционных навыков человеческого существа. Тот кусок сплошного спектра, который мы можем воспринимать с помощью слуха и зрения, крайне узок (20 - 20000 Гц, 400-790 ТГц), жизнь гораздо шире его пределов. В процессе сборки дивида из субличностей, о которой мы говорили в предыдущем разделе, одним из важных этапов станет воспитание эстетического чувства. Это то, чему не учат в наших школах. Чувство красивого свойственно человеку изначально, однако его можно усыпить. Именно красота мира предшествует любви к миру. Расширение перцепционных возможностей позволит переживать опыт красоты более остро и откроет новый план для творчества. Усиление навыков перцепции связано не только и пока даже не столько с генетикой, сколько с введением давно разработанных в традиционных обществах практик. Человек должен научиться слушать своё тело. Если эту задачу можно будет облегчить вмешательством в геном, это будет сделано. У меня складывается сейчас впечатление, что генетическое решение может оказаться гораздо проще, чем кажется: необходимый набор «органов» у нас уже есть, но стоит блокировка на его использование. Именно разблокирование старого, а не создание нового аппарата станет основой терапии для развития перцепционных способностей человека. Методы молекулярной биологии и генетики могут и должны прийти в этом на помощь.
Встраивание человека в систему естественных природных отношений
Думаю, что раскрытие этого этапа после всего прочитанного читателем выше не требует особой дешифровки. Человек, узнавший своё Я, усиливший свои способности к восприятию мира, находит своё место в мире. Начинается фаза усиленной отдачи и смирения. Современная цивилизация пока находится очень далеко от этих идеалов. Поклон, как один из символов активной сознательной работы сахасрары, один из символов смирения, не имеет даже номинального присутствия в современном западном быте.
Заключение
Выражаю благодарность каждому, кто добрался до конца этого текста. Я отдаю себе отчет в том, что описанная модель развития общества является идеалистической. Однако также понимаю, что та ситуация, которая сложилась в мире, требует, чтобы звучали предложения. Одно такое предложение, пусть в виде легчайшего абриса, было здесь сформулировано. Как уже говорилось, если будет возможность, я буду развивать сформулированные здесь тезисы. Я бы хотел выразить отдельную благодарность И.М. Александрович за предание мне волшебного пинка, без которого шансы у этого текста на появления стремились к нулю.