Давайте не будем экономить на детском творчестве:).

Mar 20, 2013 15:32

Оригинал взят у art_e_mida в Давайте не будем экономить на детском творчестве:).
Как ребенку рисовать и в чем ему помогать, а также стоит ли это делать- на эти вопросы я написала достаточно подробно, когда меня спросили лично в письме. Но вышло длинное занудство))). Поэтому я собрала волю в кулак и решила написать более свободным языком о том, чем рисуют мои дети, и почему именно эти инструменты я советовала бы юным дарованиям. Замечу, что мой текст адресован в первую очередь тем, чьи детки совсем маленькие, начинающие, рисовальщики.


Черно-белая графика.Некоторые дети не любят использовать цветные графические материалы и рисуют черно-белые незакрашенные картинки. Это их право, не стоит пытаться заставить их раскрашивать, уверяю вас, это может быть в большей степени даже вредно, чем просто бесполезно. Но уж точно бессмысленно.

Простые карандаши.Хорошие карандаши удобны, и у ребенка складывается ощущение комфорта от работы. Карандаши бывают различной твердости, латинскими буквами она обозначается "Н"- твердые и "В"- мягкие. Соответственно, чем больше коэффициент перед буквой, тем тверже или мягче карандаш. Самый мягкий из встречавшихся мне когда-либо карандашей имел маркировку 12В, самый твердый, кажется, 7Н.
Художники используют всю гамму мягкости в академическом рисунке, однако в свободном рисовании у каждого карандаш свой. Лично я люблю мягкость 4B. Ну, вот сложилось так исторически. Были у меня и импортные наборы, и советские залежавшиеся чертежные карандашики, но полюбила я серию художественных карандашей "Koh-i-noor", тех, что цвета золотистой охры, в коричневых шапочках и с золотыми коронами. Но это у меня так, что совсем не обязывает кого-то перенимать этот опыт. Вы можете взять любые карандаши, а в случае с детским рисованием любой мягкости, думаю, что в диапазоне от B до 5B и посмотреть, что из всего этого выйдет. Ребенок выберет со временем наиболее удобный карандаш, понаблюдайте. Но изрисует непременно все:). Качество линии будет отличаться, вот увидите. "Свой" инструмент очень много значит для творчества.



Карандаш должен быть заточен.
Художник постоянно подтачивает свой инструмент канцелярским ножом, но ребенок к этому еще не готов, поэтому, думаю, есть смысл найти качественную точилку. И качество этой вещицы не в наличии крышечки для сбора стружки. Тут важнее другое- длина оточенного отрезка карандаша. Ребенок рисует достаточно быстро, некоторые дети наживают на карандаш, таким образом его быстро стачивая, поэтому есть смысл в длинном куске заточенного графита. К сожалению, я не могу подсказать вам фирму и хорошую точилку, поскольку мы точим карандаши сами, и не по-детски, так что постарайтесь присмотреться сами... Может быть, со временем определитесь, когда разные попробуете. Просто имейте в виду, что такая штука имеет значение.
Существуют также большие механические и даже электрические точилки, но они удобны скорее для взрослых, так что останавливаться на этом не будем.

Ластики.
Детки постарше начинают использовать ластик.
Скажу сразу. Хороший ластик, обеспечивающий комфортное стирание, - это счастье. Но от него остаются резиновые крошки, так что будьте к этому готовы, покупая, скажем, любимый мной мягкий ластик "Factis" или "Milan". Эти ластики легко ломаются, их легко обкусать, раскрошить, так что, думаю, малышам неразумным не стоит их давать. Эти ластики быстро расходуются, так что можно брать сразу большой размер. Они не подходят для стирания мелких деталей, тут художники используют острый угол разрезанного по диагонали ластика со слоном "Koh-i-noor", так что советую приобретать два ластика, ни же для разных целей. "Ничего не получилось"- это одно, а "рука не выходит"- другое, требующее бережности и к бумаге, и к удачным поворотам линии. Так что в первом случае используем "Factis" или "Milan", а во втором- "Koh-i-noor" со слоником, разрезанный по диагонали. Размер второго ластика выбирайте не более 4 см по большой стороне.






Бумага.
Запомните, и объясните самостоятельным детям: для разного вида художественного творчества подходит разная бумага, это очень важно.
Для рисунка карандашом детей старательных, которые рисуют не более двух-трех рисунков за день, подходит чертежная бумага в папках. Эти старательные дети используют ластик, а такая бумага устойчива к стиранию и не становится вскоре махровой, особенно если вы используете ту пару ластиков, что я посоветовала выше.
Деткам поменьше, которые быстро переносят линейные изображения из души на лист и бумага летит в разные стороны, вполне подойдет офисная бумага, которая продается в пачках по 500 листов.
Никогда не покупайте детям мелованную бумагу для графических работ, она сложна для ребенка лет, думаю, до 9-10, то есть до возраста младшего ученика художественной школы.

Если решите затачивать карандаш ребенку самостоятельно, прикупите канцелярский ножик. Любой:).

Живопись и цветная графика.
Под "цветной графикой" я имею в виду раскрашивание и рисование чем-либо, кроме простого карандаша или красок.

Мелки.
Есть мелки полимерные, восковые, есть масляная пастель. Если ребенок питает страсть к цвету и мелки его привлекают, купите ему именно художественную масляную пастель. Количество цветов нужно взять бОльшее, ребенок скажет "спасибо". Только не перепутайте с сухой, сухую он раскрошит!


Фломастеры.
Тут родителям проще всего: фломастеры все одинаковые... Да-да. С разницей в мягкости кисти, количестве оттенков набора и эргономики, но по сути - большой разницы нет. Есть, точнее, художественные фломастеры с мягкой кистью на конце, но стоит ли их покупать ребенку, не скажу ничего, мы пока не доросли до этого вида инструментов, а сама я фломастеры не люблю.

Первый на картинке- фломастер-кисть, остальные- разной толщины мультилайнеры. Хорошо подойдут старшим деткам.



Цветные карандаши.
Про заточку сразу напомню- хорошо иметь качественную точилку. Про мягкость тоже вспомним. Только она не обозначается обычно, как это было в советское время на карандашах "Искусство". Приходится пробовать в магазине и решать, нравится или нет.
Прекрасны карандаши пастельные, но совсем они не для детей. Они часто крошатся при заточке, а во время рисования сильно осыпаются.
Дайте веселому колористу карандаш с радужным разноцветным стержнем, он получит интересный опыт. Но точить такой карандаш лучше всего точилкой.
Бумага

Бумага для карандашей и фломастеров та же, что и для рисунка. Ее же можно использовать для мелков, но лучше для них докупить набор недорогой акварельной бумаги. Интересный эффект она дает и при рисовании цветными карандашами. Для фломастеров не буду рекомендовать, хотя и красив эффект. Она очень много тянет чернил...

Краски.
Очень-очень-очень не советую гуашь. Почему-то эту технику любят давать детям, но она, как мне кажется, на корню рубит творческий порыв. Прежде всего, она сложна технологически. Тут важно и то, чтобы она была свежей, а часто родители не замечают, как гуашь пришла в негодность. Засхшую краску нужно в течении нескольких дней размачивать, залив кипятком, что, в общем, ее еще и разрушает.
Свежая же гуашь должна быть качественной, укрывистой, а часто она ничем не отличается по свойствам от овощного пюре(((.
Смешивать гуашь необходимо на специальной палитре, чтобы не было большого расхода. А вовсе не на бумаге. Палитра может быть пластиковой. Палитры с углублениями хорошо подходят для декоративных выкрасок, но это уже для школьников.
Кисть тоже должна быть подходящей, я бы посоветовала синтетическую, она упруга и износостойка.

Если говорить об акварели, то, думаю, тут важно, чтобы она была не сухая, а все-таки, что-то вроде "медовой". Только не ведитесь на использование меда в производстве этой краски. Даже если он в ее составе и присутствует, то этот "мед" не делает краску безвредной для детского язычка. Поэтому лучше всего, конечно, купить ленинградские художественные краски в пластиковой коробке. За количеством не гонитесь, детям вполне достаточно 12 цветов. Почему в пластике? кюветки не будут выпадать, ребенку так комфортнее.


Кисти.
Кисточки я бы посоветовала брать для деток маленьких, включая младшую школу, синтетические. Самым маленьким- плоские синтетические, можно сразу разные по ширине, ими удобно работать, они пластичны и имеют упругий качественный волос. Многие художники работают именно такими кистями. Деткам возраста средней и старшей школы я рекомендую беличьи.
Ни в коем случае не покупайте пони, козу и прочие эксперименты маркетологов, призывающих экономить на внешнем сходстве с дорогим оригиналом. Лучше всего держит воду белка, запомните это. Она собирается в острый кончик и дает богатые возможности ребенку. Пони же остается примерно в том же виде, что и когда вы купили кисть. Палка пушистая это, одним словом))).




Есть еще хитрое изобретение современников, называется оно на западный манер "вотербраш", фирмы бывают разные, у нас ее купить сложно и только в художественных магазинах, у нас она дорогая, потому что фирменная. А китайские аналоги легко выловить в европейских магазинчиках. Мы нашли прошлым летом такие синтетические кисти с резервуаром для воды по два евро за штуку в Словении. В сети также можно отыскать мастер-класс по изготовлению такой кисти в домашних условиях. Себестоимость выходит копеечная:).

Кисточка такая удобна для деток, которых опасно оставлять с банкой воды. Из резервуара поступает равномерно вода, и кисть постоянно слажная. Чтобы ее очистить от прежней краски, надо просто вытереть ее о мокрую тряпочку, слегка надавив на корпус.

Я бы советовала малышам сразу показать палитру. Самое  простое и удобное- белая фарфоровая тарелка. На ней смешиваются различные по цвету краски, и получаются точно такие же оттенки, как потом будут на бумаге. То же самое смешивание на бумаге не даст чистой смеси, потому что примешивается клейковина и белила, в ней содержащиеся.
Кстати, с акварелью возможен такой фокус. Купите качественную художественную белую гуашь и подмешивайте к ней акварель (для колера лучше, конечно, иметь дешевую). Выйдет что-то похожее на цветную гуашь, но более простое в использовании.

Бумага
Бумагу акварель любит качественную.
Конечно, профессиональную, может быть, не стоит брать. Но импортные акварельные блокноты и альбомы таких фирм, как "Lana", "Canson","Fabriano", даже в самой дешевой категории, все-таки, намного лучше, чем российские ГОЗНАКовские аналоги.  Хотя совсем малышам и она подойдет:)).
Про "альбомы для рисования" я просто даже молчу. Для работы красками они не предназначены.






Кажется, я перечислила все, что хотела:). Рекомендации действительны для деток от 3 до 9 лет, для более взрослых художников подойдет и более широкий спектр художественных материалов. Но и малышей я призываю не ограничивать в творчестве. Многие люди завидуют тому, что кто-то умеет рисовать, а сами при этом экономят на нормальных материалах своих чад.

Друзья мои! Рекомендация покупать художественные материалы создана специально для родителей, чьи дети уже качественно рисуют, не для малышей 1.5-3 лет, а скорее с пяти. Впрочем, у меня всего лишь двое рисующих деток, и я не могу точно подсказать возраст начала качественного творчества))).

Next post
Up