Зимой, через всю Якутию, к Полюсу холода... на велосипедах (год 1991)

Feb 16, 2011 13:22


А самая низкая температура, которую приходилось испытывать в дороге - 63 градуса по Цельсию.
На велосипеде ехать становится невозможно, потому что он развалится.
При -54 градусах еще можно ехать, а больше уже все. Уже идешь и ведешь велосипед.
П. Конюхов, руководитель



Уникальная велоэкспедиция Павла Конюхова (брата Фёдора Конюхова), стартовав в Тынде 3 февраля1991 года, финишировала на полюсе холода в Оймяконе 15 марта. 2100 км пройдено за 41 сутки 54 минуты.  На велосипедах "Салют" и "Альтаир".



Старт изначально намечался в Невере, но по разным причинам его перенесли в Тынду. Выбор состава участников экспедиции для Павла был непростым. Из сотни человек выбрать надо было семерых-восьмерых, и, после принятия решения, в команду вошли:



Руководитель Конюхов П.Ф (пос. Врангель):
"От этой трассы я ждал больше трудностей: сложнее дорогу, суровее ветра. Поэтому и расчитвал проходить 50 км в день. На деле получилось больше 70, а иногда и 90. Нет, мы не собирались ставить рекорды по времени. Для нас важно было пройти этот маршрут на велосипедах, испытать в суровых условиях резервы этого транспорта, и, конечно, человеческие возможности."



Врач команды: Михаил Тумаев (г. Тарту, Эстония):
"Меня поразила эта большая красивая и страшная земля Якутия. Да, это дикий контраст. Помню, собирались заночевать мы в горах. В ущелье поставили палатку. Кругом необычная красота, тишина, лес. Голубые горы со всех сторон. Заходящее солнце высвечивает их вершины.
Казалось, что не существует ничего - только мы и природа. А утром мы шли по дороге, которая построена на костях людей. Местные жители рассказывали, что когда заключенные, строившие дорогу, умирали, их не хоронили, а тут же засыпали в грунт."



Завхоз: Анатолий Касьянов (пос. Врангель):
"Когда говорю, что мечтаю иметь яхту и пойти на ней в кругосветное плавание, некоторые усмехаются - мол, нереально. А я думаю, что любая мечта осуществима. Главное, чтобы руки на месте были, и еще много значит помощь и понимание близких."



Техник: Василий Ложкин (г. Тольятти):
"Когда я приехал во Врангель и увидел велосипеды, на которых мы должны ехать, то честно говоря, был ошарашен. Прогулочный "велик" на Полюс холода! Это казалось невероятным. Но потом, уже в пути, уважение к нашей советской технике возросло. Не подкачали стальные кони. Конечно, пришлось кое-что довести до ума."



Участник: Фарид Абдулин (пос. Врангель):
"На протяжении всей экспедиции не покидало чувство ответственности за ребят. Мы всегда шли с большими отрывами друг от друга. На час, на два. Я все время тревожился: как они там? Очень важно было и то, какой психологический климат царит в команде. Всем надо было вести себя так, чтобы путешествие не превратилось в тягость."



Участник: Сергей Вилков (г. Артем):
"В походах и путешествиях человек вынужден жить очень рационально, обходиться самым малым, при том вести активный образ жизни. Я считаю, что это очень оздоравливает. Последняя экспедиция дала мне возможности проверить свои возможности, но и приобрести много хороших друзей."



(лежит на снегу) Участник: Владимир Ильин (г. Казань):
- С Володей мы попрощались в Якутске. Во Владивосток он с командой не полетел, сославшись на то, что ждет багаж. И что у него есть в Якутсе кое-какие дела...



Участник: Сергей Половинкин (г. Когалым):
"Вообще, в пути было много интересных встреч, и очень часто мы встречали поддержку и понимание. Это помогало в трудных ситуациях. А они были. Взять ночь перед Алданом. Ребята уже спали когда пришел Миша Тумаев и сказал, что мороз -60 градусов. Я попросил его не сообщать это ребятам, чтобы спокойно спали, кто сколько сможет. Это была очень тяжелая ночь..."
"Запомнился национальный танец в Томторе, "Осоухай". Им в Якутии после долгой зимы встречают весну!"

Из гор. Тында вышли 3февраля, минуя населенные пункты Лапри, Нагорный, Золотинка, Беркакит, Серебряный бор, Нерюнгри, Чульман, Большой Хатыми, Малый Нимныр, Алдан, Нижний Кураган, Томмот, Улу Хайысардах, Мудуруччу, Качикацы, Тит-Эбя, Нижний Бестьях.
24 февраля достигли Якутска
27 февраля ушли на пос. Тюнгулю, Ытык-Кюель, Хандыга, Теплый-ключ, Развилка, Прижим, Россомаха, Кубюме, Водометка, Горбатый мост, Агаякан, Учюгей, Томтор.
15 марта пришли в Оймякон.
Позади остались более двух тысяч киллометров пути, пройденных за 41 день, при дневной температуре от -25 до -50 и -60 ночью.

"... А самая низкая температура, которую приходилось испытывать в дороге - 63 градуса по Цельсию. На велосипеде ехать становится невозможно, потому что он развалится. При -54 градусах еще можно ехать, а больше уже все. Уже идешь и ведешь велосипед.

При такой температуре там и птицы не летают, тишина вокруг стоит. Дышать надо через что-то, иначе легкие обморозишь. Ночевали мы в палатке, там воздух потеплее - градусов сорок мороза. Но ты все равно не спишь, потому что надо чувствовать конечности. Постоянно двигаешь ногами-руками, целую ночь. И если кто из товарищей заснул, то будишь его. И так два-три месяца. Ночь не спишь - дрожишь от холода. А утром, когда встаешь, надо теплую одежду снять, положить в спальник, а другую, которая колом стоит от мороза - надеть. Это одно из тяжелейших испытаний. Человека бьет такая дрожь, что за три метра чувствуется. Ну, а потом в движении согреваешься..."

- из интервью Павла Конюхова - руководителя этого велопохода.

Материал взят отсюда. Там же есть немного дополнительных фотографии из пути.

вело, интересное, туризм

Previous post Next post
Up