(no subject)

Aug 09, 2009 21:51

Жил Лакипадада, великий царь. И была у него сестра, которую он очень любил. Однажды случилось так, что она умерла. И великий царь сильно опечалился. И решил он отправится искать по свету способ, как можно жить, совсем не умирая.


Там еще много

Скитался Лакипадада несколько лет, и вот увидел он море, а впереди остров. Белый буйвол перенес его на этот остров, а там его встретил человек, порытый мхом. Зачем пришел, спрашивает он Лакипададу. Тот ему рассказал о своей мечте. Человек, покрытый мхом, говорит, что, дескать, это возможно, но вот только при одном условии - не спать семь дней, и если не выдержит он, то согласится умереть. Лакипадада пообещал не спать семь ночей, но не выдержал и уснул на третью ночь. Человек, покрытый мхом, подкрался к нему, вытащил у него из-за пояса кинжал и отломал кончик. Затем он положил кинжал обратно и разбудил Лакипададу. Ты что это, уснул- спросил хозяин острова великого короля. Нет - отвечал Лакипадада. Тогда хозяин острова попросил показать его кинжал, и когда Лакипадада достал его, он увидел что его острие сломано. Казалось, неминуемая смерть ждала Лакипададу. Но тут прилетел волшебный морской орел, который перенес Лакипададу в соседнее королевство. А надо сказать, что великий царь к тому времени выглядел ужасно - волосы отросли и скомкались, одежда превратилась в лохмотья. Как стало ему известно, жена местного короля не могла разродиться от бремени уже несколько дней. Лакипадада заявил, что сможет ей помочь. Но как определить его статус, ведь не всякий смертный может помогать жене короля. Принесли ему тарелки из который едят кошки и собаки. Кошки и собаки умерли. Принесли ему тарелки, из которых едят раб. Рабы умерли. Та же история приключилась с простым людам и дворянами. Тогда принесли ему тарелку, из которой сам король ест. Так они поняли, кто перед ними. Король говорит Лакипададе, что если он поможет королеве, и у нее родится сын, то Лакипадада будет ему братом. А если родится дочь, то он женит ее на нем, и их дети будут наследниками всего богатства. Родилась дочка. Спустя несколько лет, когда уже почти пришло время Лакипададе женится, остальные молодые люди зазавидовали ему и убили его, расчленив его тело на части. Его слуги через некоторое время нашли части его тела. Рядом сидел волшебный орел, который приказал им соединить части его тела вместе. Затем он оживил Лакипададу. Когда молодые люди увидели его живым, они сильно испугались и уверовали в его могущество. Женившись, у Лакипадады родилось трое сыновей и одна дочь, которые стали правителями на севере, юге, западе, востоке. Современные летописи насчитывают уже 28 поколение Лакипадады, живущее в Торадже.

Тораджа, провинция на юге Сулавеси, куда занес меня ветер странствий по пути домой, известна как «земля церемоний». Самая известная из всех церемоний - похоронная, во время которой убивается огромное количество буйволов и свиней. Похороны - это то, чего жители этой земли ждут всю свою жизнь. После смерти их ждет другая жизнь, гораздо лучше. Двери рая, Пуи (Puia) открывают души убитых буйволов. Количество буйволов строго регламентировано для каждого сословия. Сами сословия имеет большое значение в социальной жизни тораджиейев.
Высшее сословие называется tana’ bulaan или «золотой посох». Во время церемонии убивается 24 буйвола и сотни свиней.
Среднее сословие, tana’bassi или «железный посох». Для церемонии требуется жизнь 12 буйволов и около 50 свиней.
Простой люд, tana’karurung или «пальмовый посох», убивает по 4 буйвола и несколько свиней.
Прислуга, tana’kua-kua или «травянной посох», 1 самка буйвола или свинья вообще.
Классы часто не совпадают с богатством, и даже если семья из нижних классов богата и может позволить себе убить много буйволов, она не имеет на это право. Вообще похороны очень дорогостоящее мероприятие, и один буйвол стоит в среднем от четырех до десяти тысяч долларов. Сами дорогими считаются буйволы-альбиносы, и их цена достигает до 20 тысяч.
Похороны представляют собой нечто феерическое. В первый день устраивают бой буйволов. Сложно описать смесь фантасмагорических криков родственников, ритуальных песен и танцев, визгов убиваемых свиней и христианских молитв.
Я попала на похороны случайно, оказалось, что хоронят человека из высшего класса. Все начиналось очень медленно. Дом с круглым гробом стоял в центре небольшой площади, образованной несколькими домами. Несколько часов родственники-мужчины сооружали из бамбука нечто на подобие на носилок. В это время женщины-родственники стучали большими деревянными «палками» по «корытцу», в котором был рис, создавая определенный ритм. В двенадцать часов по полудни началось действие. Мужчины, все одетые в одинаковые одежды, встали в большой круг, и, взявшись за руки, танцевали и пели. Потом пронесли домик с гробом вокруг деревни, впереди него шли члены всего клана, держа над головами длинный красный шарф, символ единства всей семьи. После этого маленький домик с горбом поставили в большой ритуальный дом, а носилки разобрали. После этого первый буйвол был убит, прямо на площади, а потом начали его разделывать. В это время мужчины клана танцевали и пели еще несколько раз, и женщины разносили еду и чай с кофе.Многочисленные родственники прибывали, и проходили процессией мимо дома с домиком и гробом. За ними приносили прикрепленных к бамбучинам свиней, еще живых, которых раскладывали на площади. Потом их несли на убиение. В это же самое время ведущий похорон что то громко говорил (веренее кричал) в микрофон. Следующим должен был быть бой быйволов, с последующим их убийством, но я уже так устала к тому времени от разных и совершенно чуждых мне эмоций,что ждать не осталась. На третий день происходит обычно собственно захоронение, то есть гроб хоронят в скале или в специальном доме, и делают небольшие статуи, тау тау (tau tau), символизирующие покойного..
Еще одна очень важная церемония это открытие тонгконан (tongkonan), или традиционого дома.Традиционный дом очень большой, на сваях, раскрашен разными узорами, каждый из которых имеет свое значение. Самым главным является в таком доме полукруглая крыша , с двумя башнями, наподобие рогов буйвола. Чем больше и выше дом, тем выше статус владельца. В таком доме никто не живет, он является символом единства семьи, в нем проходят втречи семьи, и самое главное, похороны. На эту церемонию я пошла со своим другом Паулом,учителем английского. Он оказался рьяным коммунистом, мечтающем о русской жене. Церемония началась с длинной и долгой христианской молитвы. В официальных случаях используют индонезийский, и было очень смешно слушать прославление «оранг израиль»,(народ Израиля), когда всем известно, что евреев в этой стране всех поубивали и израильтян вообще не пускают. Потом на местном языке переичислили гостей и состоялся внос свиней. Для некоторых свиней были построены очень красивые домики из бамбука и пальмовых листьев. Некоторых свиней почему то развязали и они спокойно бродили среди гостей, доживая последние моменты своей жизни. Все действие происходило на точно такой же небольшой плошади,ограниченной несколькими маленькими и одним большим традицонными домами. Когда вышли тановщицы, накрапывал небольшо дождик. Танцовщиц было несколько групп, разного возраста девушек, и одна группа юношей. Последними выступала группа мужин, одетых в белые рубашки и желтые соронги. Они пели и танцевали, а после их очень красивой песни начались убийства свиней. Нескольких свиней убивали прямо на площади, некоторых убивали в специальных местах.В воздухе стоял страшным визг умирающих свиней, народ в это время ел и пил, гостей было видимо-невидимо, со сцены пели местную индонезийскую попсу. Подвозили пиво. В конце действия обещали убить быка, а Паул был недоволен праздником, потому что народу по его мнению было очень мало, и убитых свиней тоже.
Когда мы пошли домой, Паул показал мне на белый флаг, вывешанный около дома. Это означает, что в доме кто-то умер, но пока родственники не подготоятся как следуют к похоронам, умерший считается живым и находится в доме.
Паул относится к высшему классу, и сейчас он копит деньги на новый дом и церемонию. Ему принадлежит небольшая школа иностранных языков, а сам он снимает одну комнату в соседнем общежитие. На мой вопрос, почему бы ему не купить себе нормальный комфортный дом, машину или отправится в кругосветное путешествие на эти деньги(одна свинья стоит около тысячи долларов), он объяснил, что должен поддерживать свой статус человека из высшего класса.
Паул оказался очень начитаным и образованным человеком. Мы много разговаривали о коммунизме, о символах Тораджи, он рассказал мне много сказок и легенд. Например, я спрашивала о петухе, изображенияя которого постоянного встречаются на домах и его силуэт перекочевал на крыши христианских церквей. Он означает справедливость, с гордостью ответил мне Паул. Для меня петух меньше всего связан со справедливостью, и на мой недоуменный вопрос, Паул пояснил, что древний способ решать споры - устраивать петушинные бои, чей петух победил, тот и выиграл спор.Еще парочка таких же способов -стравливать буйволов или набирать группы людей и вооружать их ножами, кто первый ударит,тот и победил. Самый последний способ, когда два зачинщика спора забираются в один саронг и мочат друг друга кинжалами. Первый, попавший в желудок, считается выигрывшим.
В Тораджу приезжают люди со всего света - сфотографировать старые могилы, полные костей, подивится на похоранах. По количеству туристов она соперничает с Монадо и Тогеанскими островами, дайверскими и пляжными монстрами туристического мира. Сама Тораджа очень красива, горная местность с соснами, пальмами, рисовыми полями и причудливой архитектурой. Люди приветливы и очень гордятся своей культурой. Когда гиды пытались поймать мою душу в свои сети, я рассказывала о том, что путешествую без денег, и гиды даже спорили между собой , кому показывать мне достопримечательности бесплатно. Перед каждой церемонией члены клана и друзья собирают деньги, а потом мясо убитых животных дарят всем пришедшим на праздник. Культура, пережившая христианизацию и индонезиацию, смогла изменится и сохранится. Несмотря на то, что 95% местных жителей христиане, никто не отказывается от церемоний, которые составляют саму основу жизни тораджийцев.
Очень престижным считается завести жену из далека. На прощание Паул очень просил порекомендовать его как хорошего жениха у нас, в России.
Previous post Next post
Up